СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО классных руководителей 7 октября 2019г. по теме: «Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста. Данная тема давно волнует педагогов. Эта тема актуальна и злободневна. Мне кажется, данные которые я показываю, будут интересны не только классным руководителям, но и учителям начальных классов, учителям предметникам, воспитателям, социальным педагогам и др. Нам необходимо знать о своих правах и обязанностях. Это необходимо для того, чтобы самосовершенствоваться и стать профессионалами своего дела.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО классных руководителей 7 октября 2019г. по теме: «Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста».»

Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста  Подготовила: Волокитина Я.В.  Для ШМО классных руководителей

Профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовое обеспечение национальной системы учительского роста

Подготовила: Волокитина Я.В.

Для ШМО классных руководителей

Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:  утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.  зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г. вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. но с 2016 г.– режим апробации.

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)»:

  • утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
  • зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г.
  • вводится в массовое применение с 1 января 2017 г.
  • но с 2016 г.– режим апробации.

Профессиональный стандарт педагога :  Это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.  В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Профессиональный стандарт педагога :

  • Это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
  • В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Область применения Профессионального стандарта Формирование кадровой политики Организация обучения и аттестации работников Заключение трудовых договоров Установление системы оплаты труда Разработка должностных инструкций

Область применения Профессионального стандарта

Формирование кадровой политики

Организация обучения и аттестации работников

Заключение трудовых договоров

Установление системы оплаты труда

Разработка должностных инструкций

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА в нем определяются основные требования к квалификации педагога может дополнятся региональными требованиями может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения отражает структуру профессиональной деятельности педагога выдвигает требования к личностным качествам педагога

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА

  • в нем определяются основные требования к квалификации педагога
  • может дополнятся региональными требованиями
  • может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
  • является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения
  • отражает структуру профессиональной деятельности педагога
  • выдвигает требования к личностным качествам педагога
Профессиональный стандарт – педагога. Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год. На сегодняшний день, утвержденный профессиональный стандарт педагога применяется на базе отдельно взятых стажировочных площадок, а повсеместное внедрение, скорее всего, состоится не раньше 2018 года. Дискуссии, которые вызвало вступление в силу приказа «Об утверждении профессионального стандарта педагога», все еще не утихли.  Сейчас апробация стандарта проходит в 43 регионах РФ

Профессиональный стандарт – педагога.

  • Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год. На сегодняшний день, утвержденный профессиональный стандарт педагога применяется на базе отдельно взятых стажировочных площадок, а повсеместное внедрение, скорее всего, состоится не раньше 2018 года. Дискуссии, которые вызвало вступление в силу приказа «Об утверждении профессионального стандарта педагога», все еще не утихли.

  • Сейчас апробация стандарта проходит в 43 регионах РФ
 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА    Документ структурирован по принципу разделения  трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги: обучение; воспитание; развитие. Описание каждой функции включает в себя три блока:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА

  • Документ структурирован по принципу разделения  трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.
  • Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:
  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".
  • Точно так же в каждом виде  педагогической деятельности  конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ   Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями 

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ

  • Педагог должен:
  • 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
  • 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
  • 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
  • 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
  • 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
  • 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
  • 7. Владеть ИКТ-компетенциями 

Распределение функционала учителей

Распределение функционала учителей

Учитель – старший учитель – ведущий учитель

  • Что изменится с введением должностей старшего и ведущего учителей
  • Министерство просвещения в рамках национальной системы учительского роста создает новые должности для учителей: старший и ведущий педагог. Что это означает на практике, изменится ли зарплата и порядок аттестации таких учителей.
  • Учитель – старший учитель – ведущий учитель
  • Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение в школах с 2020 года новых педагогических должностей: старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?
  • Сейчас в школах существует возможность только горизонтального роста педагогов. Учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) – учитель первой категории – учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей.
  • Авторы НСУР говорят о введении модели вертикального роста преподавателей. Она состоит также из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник).
  •   Добавлю, что для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет для получения должности старшего учителя и 10 лет – ведущего. Кроме этого, понадобится пройти аттестацию.

Содержание профессионального стандарта педагога  Часть первая: обучение   Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение

  • Педагог должен:
  • 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
  • 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
  • 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
  • 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
  • 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
  • 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
  • 7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Часть вторая: воспитательная работа

  • Педагог должен:
  • 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
  • 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
  • 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
  • 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
  • 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
  • 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
  • 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
  • 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
  • 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
  • 12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  • 13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
  • 14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  • 15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
  • 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
  • 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
  • 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  • 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
  • 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
  • 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
  • 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
  • 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
  • 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
  • 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
  • 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  • 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  • 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
  • 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  • 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?   Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоят как минимум два вопроса. Повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и прохождения аттестации?  На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса: учитель много времени тратит на сбор документов (в Министерстве просвещения уверяют, что это примерно восемь килограммов (!) различных бумаг), невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации. Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы.  Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?

  • Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоят как минимум два вопроса. Повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и прохождения аттестации? 
  • На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:
  • учитель много времени тратит на сбор документов (в Министерстве просвещения уверяют, что это примерно восемь килограммов (!) различных бумаг),
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.
  • Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы. 
  • Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.
«Дорожная карта»  Срок реализации до 2020 г.   Ключевые мероприятия: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация контрольных измерительных материалов установление новых должностей педагогических работников внесение изменений в профстандарт «Педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций разработка программ повышения квалификации (по итогам апробации новой системы аттестации) внесение изменений в федеральные образовательные стандарты ВО и СПО по направлению «Образование и педагогические науки» внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам

«Дорожная карта» Срок реализации до 2020 г.

  • Ключевые мероприятия:
  • разработка нового Порядка проведения аттестации,
  • составление и апробация контрольных измерительных материалов
  • установление новых должностей педагогических работников
  • внесение изменений в профстандарт «Педагог» в части
  • дифференциации уровней профессиональных компетенций
  • и описания трудовых функций
  • разработка программ повышения квалификации
  • (по итогам апробации новой системы аттестации)
  • внесение изменений в федеральные образовательные стандарты
  • ВО и СПО по направлению «Образование и педагогические науки»
  • внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения
  • социальных гарантий педагогическим работникам
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА   Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за: недостаточной материально-технической базы образовательных организаций, плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее), слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику. Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей  педагогической деятельности  и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

  • Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:
  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей  педагогической деятельности  и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Методы повышения мотивации и профессиональной мобильности педагогов Методы экономического стимулирования: доплата за активное участие, высокие показатели разовые премии Административные методы: рациональная расстановка кадров Психолого-педагогические методы воздействия: совет, просьба, пожелания стимуляция творческой активности, инициативности сотрудников

Методы повышения мотивации и профессиональной мобильности педагогов

Методы экономического стимулирования:

  • доплата за активное участие, высокие показатели
  • разовые премии

Административные методы:

  • рациональная расстановка кадров

Психолого-педагогические методы воздействия:

  • совет, просьба, пожелания
  • стимуляция творческой активности, инициативности сотрудников
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!