СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО на тему "Здоровьесбережение учащихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО на тему "Здоровьесбережение учащихся на уроках географии»






Выступление на МО учителя географии

МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»

Сардаровой М.А.


   В своей работе я использую элементы некоторых образовательных технологий. Особенно актуальными в настоящее время являются, на мой взгляд, здоровьесберегающие технологии, признанные сохранить здоровье ребёнка за период обучения в школе. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор и т.д. – стараюсь не пренебрегать этим на своих уроках, т.к. это ведёт к раскрытию способностей каждого ребёнка.

Использование поэзии, музыкальных и литературных отступлений не только создают благоприятную атмосферу, но и помогают установить и укрепить межпредметные связи. При изучении некоторых тем беседую с детьми о правильном питании, здоровом образе жизни.

Например, при изучении темы «Земледелие» 8 класс, можно поговорить с детьми о том: «Какие овощи вы едите чаще других?», «В чём их польза для вашего организма?», Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век?», «Что такое «рыбный день»?», «Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?».

Или, как пример, урок в 7 классе на тему: «Страны Азии».

- Почему Японию называют нацией здоровых людей?

- Почему японцы живут долго?

Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Причины долгожительства кроются в правильном, мудром отношении японцев к своему здоровью.

  1. Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.

  2. Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

  3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

  4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

  5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? 
Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию? 
Подготовьте дома ответ – размышление на тему «Японская трагедия 11 марта 
2011. Взрыв на Фукусиме. Как влияет радиация на организм человека?»

 

Снятию эмоционального напряжения помогает использование игровых технологий. Встречи с бывшими учениками показали, что им больше всего запомнились именно те уроки, которые прошли в игровой форме. Учащиеся, которые принимают активное участие на таких уроках, лучше владеют устной речью, находят выход в нестандартных ситуациях, быстрее решают проблемы. Говоря о месте игровых форм урока в курсе «География», надо отметить: с одной стороны, игру можно применять почти на каждом уроке, но необходимо помнить, что игровые моменты должны занимать примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит 100 % активизация деятельности учеников на уроке. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что порой слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - активизируют учебную деятельность, формируют стойкий интерес к предмету. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть вопрос, на который необходимо дать ответ, пути решения неясны, а все это приводит к творческому поиску.

Например, урок занимательной географии. Проводится на заключительных, обобщающих уроках и состоит из серии занимательных заданий и конкурсов.

Например, 7 класс. Тема урока: «Африка». В начале урока учитель создает игровую ситуацию, сообщая, что сейчас он будет проверять, кто из детей выдержит путешествие по Африке. Для этого все должны пройти несколько испытаний в виде конкурсов:

  1. «Самый – самый» (учащиеся находят объекты на карте Африки, которые выделяются своими размерами, глубинами, высотами, длиной и т.д.);

  2. «Лучший знаток карты» (учащиеся наносят на контур материка заданные учителем объекты);


  1. «Записки капитана Врунгеля» (суть конкурса в том, что учитель осознано допускает несколько ошибок в изложении материала, дети должны найти эти ошибки и исправить их);

  1. «Кто такой и что такое?» (учащиеся получают карточки с определенными терминами и именами и отвечают на заданный вопрос);

  2. «Конкурс капитанов – логические цепочки» (капитан получает задание из перечисленных объектов определить лишнее и объяснить).

На уроках различных типов в своей работе использую и игровые ситуации.

Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для равнины, гор, природных явлений какого-либо географического района (8 кл.), отраслей хозяйства данного района или края (9 кл.) и представить его на «суд мировой общественности» класса.

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы). Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.

Р екламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект побережья Каспийского моря. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект побережья и т.д.

Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию. На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые игры. Например, в 8 - 9 классах предлагаю ученикам такие ситуации:

  1. Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по побережью Каспийского моря, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. Вы едете в поезде от Астрахани до Дербента. Что вы увидите из окна поезда?

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать. Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету. Использую оригинальные задания и задачи, как на уроке, так и в качестве домашнего задания, конечно не постоянно, а время от времени, такие как: творческие домашние задания, составление ребусов, кроссвордов, мини-сочинения, географические сказки, рецензии и т.д.   



1