СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО: «Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных занятий».

Нажмите, чтобы узнать подробности

========================================================================

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО: «Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных занятий».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: [email protected] ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001








Выступление на ШМО

начальных классов

по теме:







«Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных занятий»



Фатеева И.Н.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории







Ноябрь

2015 г

Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса  предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. 
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения. 
Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. 
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребенка, находящегося в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения. 
Содержание индивидуальных занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков. 
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой. 
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. 
При изучении школьников учитываются следующие показатели: 
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
 

  • динамика физического развития (анамнез);

  • состояние слуха, зрения; 

  • особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений); 

  • координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений); 

  • особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). 

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы: 

  • особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность); 

  • особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания; 

  • особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти; 

  • особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи); 

  • особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса); 

  • познавательные интересы, любознательность. 
    3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

  • особенности отношений , реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию; 

  • способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля; 

  • умение планировать свою деятельность. 
    4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

  • эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств; 

  • способность к волевому усилию; 

  • преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность); 

  • внушаемость; 

  • наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; 

  • наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); 

  • отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; 

  • отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими); 

  • особенности поведения в школе и дома; 

  • нарушения поведения, вредные привычки. 
    5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой: 

  • общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире; 

  • сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу; 

  • характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач. 

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. 
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование). 
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. Хорошо зарекомендовала себя в начальном звене система поощрения каждого правильного ответа «жетонами» (фишками, звездочками, наклейками, штампиками и пр.). В конце занятия подсчитывается количество фишек, заработанных каждым учеником, и тот, у кого больше, объявляется лучшим. 
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ: 
 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
 

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 

  • развитие навыков каллиграфии; 

  • развитие артикуляционной моторики. 
    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 

  • развитие зрительного восприятия и узнавания; 

  • развитие зрительной памяти и внимания; 

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 

  • развитие пространственных представлений ориентации; 

  • развитие представлений о времени; 

  • развитие слухового внимания и памяти; 

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 
    3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительного анализа;

  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 

  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 

  • умения планировать деятельность; 

  • развитие комбинаторных способностей. 
    4. Развитие различных видов мышления: 

  • развитие наглядно-образного мышления; 

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 
    5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.). 
    6.  Развитие речи, овладение техникой речи.
     
    7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
     
    8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают: 

        • введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы; 

  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т. е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; 

  • коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность: 

  • развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением эффекта новизны при решении учебных задач); 

  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; 

  • нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; 

  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; 

  • логопедическая коррекция нарушений речи; 

  • психокоррекция поведения ребенка; 

  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения. 
      Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу кроме математики и русского языка относятся предметы такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, логопедия, лечебная физкультура (ЛФК), трудовое обучение. 
    Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т. ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности. 
    Фронтальная коррекционная работа, осуществляемая  учителем на всех уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта. 
    Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает: 

  • усиление практической направленности изучаемого материала; 

  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений; 

  • опору на жизненный опыт ребенка; 

  • опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; 

  • соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; 

  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач. 
    Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т. д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

Динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка осуществляется педагогами и специалистами образовательного учреждения, обсуждение результатов наблюдений проводится на психолого-медико-педагогическом консилиуме не реже одного раза в месяц.