СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО "Приёмы и способы формирования самоконтроля и самооценки учащихся начальных классов в рамках ФГОС "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО "Приёмы и способы формирования самоконтроля и самооценки учащихся начальных классов в рамках ФГОС "»

Норбоева Т.В.

учитель начальных классов МАОУ

«СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»



Приёмы и способы

формирования самоконтроля и

самооценки учащихся начальных классов в рамках ФГОС


Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Традиционная «пятибалльная» система:

  • не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.

  • затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

  • является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

  • часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.

Все это приводит к снижению интереса к обучению, роста психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Необходима новая система оценивания, которая:

  • не имеет травмирующего характера;

  • сохраняет интерес к обучению;

  • снижает психологический дискомфорт, тревожность;

  • создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

  • является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Новая система оценивания должна развивать у школьников умение

1) проверять и контролировать себя,

2)критически оценивать свою деятельность,

3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.


В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать,

  • как оценивать,

  • зачем оценивать,

  • какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.


Виды самоконтроля

  • Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

  • Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

  • Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)


Приёмы предварительного самоконтроля:

1.Ориентировка (До начала работы):

- Сможете ли вы выполнить это задание? -Трудно ли оно для вас? -В чем заключается трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять работа?

-В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

-Как вы сможете себя проверить?

-Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

- Составьте алгоритм своей работы.

-Какая помощь понадобится? и т.п.

2. Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

- С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж

-Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)

-Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или

устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)

4. На уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки)

5. Фиксирование ошибочного действия

-Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания

6. Предупреждение ошибок на уроках и подготовке к проверочной работе.

7. «Найди лишнее» или «Что недостает», н-р:

-Найти в предложении слово, с которым связано существительное по смыслу и задать от него вопрос, вспомнить окончание существительного.


Приёмы процессуального контроля (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

1.Проговаривание в устной форме

Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников выполняют действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?, неправильно -.

Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

2.Один объясняет, другой комментирует (в т. ч. комментирование цепочкой)

3.Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения)

4. Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, - не знаю, не умею)

5. Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки.)

6. Составление плана действий

7.Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

8. По ходу работы (в процессе): опрос со стороны учителя

-На каком этапе находишься? -Как можешь себя проверить? -Что надо учитывать?

-Есть ли другие способы решения этой задачи?


Приёмы итогового контроля или контроль по результату (по завершению задания).

Главное- вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали !.

-Над чем работали? -Что надо было сделать? -Как мы решали эту задачу?

Приемы:

1.Проверка по образцу

2.Вернуться к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения…)

с изученной темой.

6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

7. Итог -В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»

В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

9. Рассуждение после работы:

-Какие цели были реально достигнуты?

-Трудным ли было это задание? В чем его трудность? - Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя? -Как ты сможешь проверить себя сейчас?

-На что будешь опираться? -Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

-Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

-Какую задачу можно для себя поставить? -Как бы вы оценили свою работу?




Наиболее чаще употребляемые приёмы самооценки


1 . «Светофор»:

- красный – я не знаю, прошу помощи,

- желтый– сомневаюсь, не уверен,

- зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Е сли тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

                                                        

      3. «Лесенка успеха»                                     

1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;

2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое

4. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+  - НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

5. «Волшебные линеечки»

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

На каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

8. Минитесты и анкетирование по изученной теме

9. «Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

10. «Взаимооценивание в группе»


Вывод: использование различных форм учета учебных достижений   можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.


Литература:


Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

7