СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему : " Использование проектно-исследовательской деятельности на уроке в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической , личностно и социально- значимой проблемы.Ведущее  место занимают такие формы работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему : " Использование проектно-исследовательской деятельности на уроке в начальной школе"»

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроке в начальной школе

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, свя­занная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследова­ния и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его ана­лиз и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

  В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

  • развитие  познавательных  умений и навыков учащихся

  • умение  ориентироваться в  информационном  пространстве

  • умение самостоятельно конструировать свои знания

  • умение интегрировать знания из различных областей наук

  • умение критически мыслить.

  Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

  • наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

  • самостоятельную деятельность ученика

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

     Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

     Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной  какими-либо внешними установками.  В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

  • содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

  • заинтересованность ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.Приступая к проектированию с младшими школьниками, учитываю, что большинство малышей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаю к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. С целью обучения детей такому виду деятельности обращаюсь к специально разработанному циклу уроков. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Учитываю отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы.

Все такие уроки характеризуются примерно одинаковой структурой.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе знакомлю детей со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа распределяю детей на инициативные группы. С учётом работы с детьми это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На уроках данного цикла такое деление является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности пересаживаю детей в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп продумываю заранее с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильных детей объединяю в группы «аналитиков» и « испытателей».

Второй этап направлен на формирование темы и целей деятельности. 

Строится по – разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. 

В ходе его на первом уроке цикла подготавливаю общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректирую при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что проект рассматривается как разработка определённой темы, результатом которой является определённый продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составление детьми опорной таблицы, использованные для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов провожу в виде «мозгового» штурма». Это один из специфических приёмов совместной деятельности, применяемый и среди групп старшего возраста. Сам приём несколько труден для первоклассников. Поэтому направляю работу детей так, чтобы результатом « мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль « аналитиков», которым корректирую предложения остальных детей. 

Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. 

В ходе этого этапа осуществляю разработку основных разделов проекта. Работу провожу в группах. Причем работа может быть организована по – разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем каждой группе поручаю разработку своего раздела и повышаю этим степень самостоятельности детей. На четвёртом этапе урока включаю ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Для всех уроков цикла выбираю единую технологию работы групп. Начинают работу «экспериментаторы» Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «экспериментаторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта.  На этом этапе главную роль отвожу «испытателям». Но это не ущемляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого приучаю детей анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Метод проектов можно использовать на уроках окружающего мира, когда уче­ники являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привыч­ном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружаю­щей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность

Рассмотрим пример урока окружающего мира из раздела «Родной край – часть большой страны».

Урок строится по плану:

– распределение по группам;

– формулирование темы и целей урока;

– обдумывание проекта;

– разработка составных частей проекта и иллюстрирование;

– испытание проекта;

– самоанализ проектной деятельности;

– итоги урока.

Пример урока.

1. На организационном этапе обучающиеся распределяются по груп­пам. В каждой группе выбираются «экспериментаторы», которые отвеча­ют за выполнение практического задания, «иллюстраторы» оформляют задание, «аналитики» формулируют выводы, «исследователи» применяют результаты деятельности всех членов группы и представляют свою часть проекта.

2. Формулирование темы и целей урока. Ученики читают загадку про океан, называют, что объединят слова река, озеро, море, океан и формули­руют тему урока «Водоёмы нашего края». Обсуждают цели урока: узнать новые сведения о водоёмах; сформулировать правила поведения у водо­ёма; узнать, что делает человек для охраны водоёмов в нашем крае.

3. Подготовительный этап. Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма».

– Какие разделы проекта вы бы назвали?

а) Виды водоёмов.

б) Значение водоёмов и их охрана.

в) Экологические проблемы водоёмов.

4. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Задания первой группе по разделу «Виды водоёмов».

– «Экспериментаторам»: разделить водоёмы на две группы по их проис­хождению.

– «Аналитикам». Эта группа работает с картой Московской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.

– «Иллюстраторам». На схеме реки подписывают её части. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова находят объяснения слов: исток, устье.

– «Исследователям». Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Московской области области.

5. Самоанализ проектной деятельности.

– Что понравилось, с какими трудностями встретились?

6. Итог урока.

– Какое значение имеет проект? (Охрана водоёмов, правильное поведе­ние у водоёмов, экономия водных ресурсов).

На уроке ребята с удовольствием изучали свой родной край, исследова­ли и участвовали в поисковой деятельности. Они раскрывали тайны род­ной природы, отвечая на вопросы:

– Какое значение имеют водоёмы нашего края?

– Как их нужно охранять?

У учащихся повысилась активность, самостоятельность в выполнении заданий, в использовании справочной и дополнительной литературы. В ходе занятий формировалось сотрудничество учащихся и педагога.

Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не го­ворите ответ. Я хочу сам догадаться». В этом возрасте важно не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить своё маленькое открытие.

Таким образом, стремление ребёнка к получению новых знаний, с од­ной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, соз­дают благоприятную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Целенаправленное использование проектного метода способ­ствует развитию универсальных учебных действий младших школьников. Реализация проектного метода развивает способность обучающегося са­мостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности.Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Использование проектной деятельности в рамках традиционных учебных занятий:    проблемное введение в тему урока;   постановку цели и задач урока совместно с учащимися;   совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;   выдвижение идеи (мозговой штурм);  постановку вопроса (поиск гипотезы);   формулировку предположения (гипотезы);    обоснованный выбор способа выполнения задания;  составление аннотации к прочитанной книге, картотек;    поиск дополнительной литературы;    подготовку доклада (сообщения);    самоанализ и самооценку, рефлексию;   поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.