Тема заседания СМО № 4:
«Формирование функциональной грамотности дошкольников. Читательская грамотность»
Тема представленного опыта: «Ознакомление с творчеством писателей, поэтов, художников - иллюстраторов как средство формирования интереса к литературному искусству»
| Ваулина Татьяна Григорьевна Воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «ДС «Северная сказка» |
г.Н.Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.
2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»
Педагогический опыт по теме «Ознакомление с творчеством писателей, поэтов, художников - иллюстраторов как средство формирования интереса к литературному искусству ».
Подготовила: Ваулина Т.Г., воспитатель
Новый Уренгой
2024
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей, время установления первых человеческих отношений с людьми. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления о литературе, искусстве.
Формирование ребенка как читателя направлено знакомить детей с писателями, поэтами, художниками-иллюстраторами. Знакомясь с книгой ребенок, погружается в мир литературы, которая дает ему знания, опыт, развивает личностные качества.
Представляем опыт педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством формирования знаний о книге как о предмете литературного искусства.
Цели и задачи опыта:
Цели: формирование познавательного интереса к книге и литературным произведениям;
Развитие ценностного отношения к людям, которые создают книгу.
Задачи: Активизировать интерес детей к книге и литературным произведениям;
Расширять знания детей о труде взрослых: писатели, поэты, художники-иллюстраторы, библиотекари, печатники и др.
Воспитывать бережное отношение к книге, уважительное отношение к труду взрослых.
Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать, так как в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотеке, компьютерная игротека.
Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Однако, наблюдения показывают, что интерес дошкольников к книге огромен и как будет он развиваться зависит от условий, которые создают взрослые.
Методы, приемы средства педагогического опыта.
Центр «Библиотека» в средней группе играет важную роль в формировании интереса воспитанников к книге. Наличие тематических выставок книг, иллюстраций, портреты литераторов и художников-иллюстраторов, побуждают детей погрузиться в мир книги. Посредством рассматривания книг дети знакомятся с книгой как с предметом рукотворного мира, знакомятся с разнообразием литературных произведений, художественных взглядов иллюстраторов на героев книг, активизируется интерес к чтению.
Посещение городской библиотеки позволяет сформировать представление о правилах хранения книг, об их многообразии, о труде библиотекаря.
Развивающий центр «Библиотека» | |
| | | |
Экскурсия в библиотеку | |
| | |
Художественная деятельность в рамках ознакомления с книгой. Знакомясь с книгой, дети узнают: из чего состоит книга (обложка, переплет, листы, страницы, иллюстрации, текст), а также знакомятся с многообразием профессий, задействованных в ее создании: переплетчики, наборщики, поэты, художники и др. Дети создают свои книги, рисуют иллюстрации. Таким образом, появляется понимание, что для создания книги люди вложили много труда, что позволяет воспитывать бережное отношение к книгам и уважительное отношение к труду взрослых.
Изготовление книг, создание иллюстраций |
| | |
| | |
Театрализованная деятельность активизирует литературный опыт детей, артистические способности детей, способствуют приобщению к художественному слову. Дети знакомятся с трудом актеров, режиссеров, костюмеров.
Литературные гостиные дают возможность приобщить родителей к совместной деятельности в рамках ознакомления с художественной литературой. Дети транслируют знания о героях литературных произведений, транслируют навыки декламации стихов, загадок.
Литературная гостиная к Дню рождения А.Л.Барто «Добрые книжки Агнии Барто» |
| | | |
Викторины, олимпиады дают возможность испытать силы детей в проявлении знаний по содержанию знакомых литературных произведений.
Всероссийская викторина по произведениям В.Г. Сутеева |
| | |
Таким образом, разнообразная и целенаправленная работа по ознакомлению с книгой создает условия для формирования основ гражданственности дошкольников: гордость за культурное наследие страны, уважительное отношение к людям труда и плодам труда человека, воспитание интереса к литературе, активной читательской позиции.