Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Выступление на тему:
«Дифференцированный
и индивидуальный подходы на уроках физической культуры»
Подготовила:
учитель физической культуры
Будякова О.Н.
2024
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Цели школы и учителя взаимосвязаны. В современной жизни всестороннее развитие школьника стало жизненно важным фактором. Сюда входит - укрепление здоровья, приобретение высоких морально-нравственных качеств- силы воли. Все это должно реализоваться через преподавание физкультуры, начиная с начальной школы.
Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, способствует повышению физической подготовленности учащихся.
Достижения учащихся в значительной мере зависят от творчества самого педагога, его умения организовать школьников на уроках и внеклассных мероприятиях.
Задача учителя:
1. Изучить особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям.
2. Дифференцированное развитие физических качеств учащихся.
3. Укрепление здоровья и достижение определённых спортивных результатов.
4. Создание условия для самовыражения учащихся.
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров).
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп:
дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
плохо физически развитые дети, которые замыкаются, боясь насмешек;
хорошо физически развитые дети, которые если им будет очень легко и неинтересно могут потерять желание заниматься на уроках;
совершенно здоровые дети с избыточным весом, не желающие трудиться.
Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Поэтому при разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.
Слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя.
Исходя из этого, стало необходимым:
создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;
найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому я их включаю в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.
Разминка начинается с бега – самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приёмом, стимулирующим учеников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях. В заключительной части урока провожу игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Учащиеся начинают не просто выполнять, но и думать.
Также при проведении уроков физической культурой, я использую музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, учащиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно.
Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства, повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, я использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
На уроках стараюсь применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), провожу уроки с музыкальным сопровождением, включаю элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.
В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков.
Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.
В эстафетах на моих уроках более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах детей подбираю по силам и им даю разные по сложности упражнения, при этом также использую карточки с заданиями и со схемами упражнений.
Особое внимание на уроке уделяю детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Чтобы получить хорошие результаты, я вначале привлекаю таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.
Для оптимизации урока физического воспитания в первую очередь я организованно вовлекаю учеников в учебный и соревновательный процесс. Для этого я заранее готовлюсь к уроку, глубже изучаю технику действий, которым буду обучать детей, выбираю методы, средства и приемы, соответствующие им, правильно применяю их и пользуюсь энергией активных учеников.
При определении содержания занятия я обращаю особое внимание на два методических вопроса. Во-первых, для каждого раздела занятия должны быть предусмотрены специальные учебные материалы, во-вторых, эти материалы должны быть подобраны в соответствии друг другу и должны дополнять друг друга. Это имеет большое значение как с педагогической, так и психологической точки зрения.
Я считаю, что одним из факторов повышения эффективности уроков является творческий подход учителя:
нестандартные уроки;
инвентарь;
применение музыкального компонента;
физическая подготовка самого учителя.
Здесь не должна нарушаться общая гармония занятий, вся деятельность «учитель-ученик» должна направляться, и на общие цели, и на выполнение конкретных задач. Индивидуальный подход к ученикам на уроках физического воспитания имеет большое значение. Планирование играет важную роль в успешном выполнении индивидуального подхода. В планировании современного урока следует обращать особое внимание на спортивную базу, предусмотреть движения и для одаренных учеников в области физического воспитания, и для слабых учеников.
Все это, с одной стороны, обеспечивает: активное, творческое, сознательное выполнение отдельных физических движений и игр учениками начальных классов, с другой - повышает эффективность преподавания физического воспитания, создает оптимальные предпосылки для этого процесса.
Собственная методическая работа учителя, его активная спортивная жизнь, накопленный позитивный опыт, инновационные технологии - также помогают рациональной организации физкультурно-оздоровительной системе в школе. Все это в комплексе есть итогом успешной подготовки учеников к трудовой деятельности и вместе с другими способами обеспечивает долгую, активную, счастливую и полноценную жизнь. Работа по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, станет шагом к реализации национальной образовательной инициативы. Школьник, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура.
-