СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Как подготовить ребёнка к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководство для родителей по подготовке ребёнка к школе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Как подготовить ребёнка к школе"»

Доклад к родительскому собранию на тему:

«Как подготовить ребенка к школе»

Подготовил учитель начальных классов Николайчук Вера Ивановна



Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение для него станет радостным и полезным.

Что же могут и должны сделать родители, что бы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех (включая родителей), но и счастливым, и результативным.

В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. И часто этот вопрос решается родителями односторонне, они считают, что просто необходимо, чтобы малыш научился читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Да, это подготовка, но не сама главная, не самая основная. Для полноценного обучения и воспитания этого вовсе недостаточно. В первую очередь нужно позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

Организованность. Она проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда, в заданном темпе выполнить просьбу, поручение.

Каждой вещи – свое место – это определяет четкость организации любого дела. Порядок в своих вещах, в своей комнате или просто в своем уголке должен поддерживать сам ребенок 6-7 лет без напоминаний и замечаний взрослого.

Очень важно постепенно, но настойчиво приучать ребенка к распорядку дня, режиму дня, особенно в выходные дни (ведь в обычные дни ребенок посещает детский сад). Что бы в выходные дни режим ребенка резко не отличался и не нарушался, надо продумать все режимные моменты, но особенно содержание детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают. Содержательное общение с взрослыми является потребностью для детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие вашего ребенка.

В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться и, соответственно, уровень ее развития различен. Это зависит и от семьи, и от тех требований, которые предъявляются ребенку в детском саду. Но важно то, чтобы на пороге взрослой жизни ребенок не только выполнял требования взрослых, но начинал предъявлять требования к самому себе. Ребенок становится инициативным. Это качество особенно важно для нравственного развития личности.

При формировании инициативности важно уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкции тормозит проявление самостоятельности и творчества.

Поощрять любую инициативу, даже если маме или папе она кажется никчемной. Поблагодарить за инициативу, раскрыть ее достоинства, похвалить, и, конечно, предостеречь, если в ней есть недостатки, показать ее несостоятельность.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность. Легко и уверенно входят в школьную жизнь дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много затруднений испытывают те, которые не умеют многого делать сами, как они робки и неуверенны.

Воспитанию организованности и самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Этими постоянными обязанностями могут быть следующие: ухаживать за комнатными растениями – поливать, мыть посуду, вытирать пыль, делать уборку в своем игровом уголке, помогать в приготовлении завтрака, обеда (нарезать вареные овощи, поставить посуду) и многое другое.

Важно разъяснить детям необходимость выполнения этих обязанностей, создать условия для приобретения опыта, умений, сноровки. Мама всегда рядом, она поддержит, одобрит. Важно, чтобы начатое дело было доведено до конца.

Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится привычной деятельностью. В значительной мере определяет готовность детей к школьному обучению.

Ответственность. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать и уметь.

Почти каждый ребенок 6-7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в детских высказываниях – «хочу учиться, хочу в школу, буду учиться хорошо». Но, к сожалению, иногда желание поскорее сесть за парту пропадает. Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе как к серьезной деятельности, важной и очень трудной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, учебники.

Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной нравственной готовности к школе – умение быть в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других, уметь радоваться чужим успехам, умению общаться. Что могут сделать родители для того, чтобы научить ребенка общаться? Прежде всего, у ребенка надо сформировать такие навыки: - уметь слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения; считаться с мнением других, уметь уступать.

Играйте с детьми. Игра – наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение. В игре дети учатся применять имеющиеся у них знания, ставятся перед необходимостью поиска новых знаний.

Нужна ли специальная подготовка к школе? Считается, что если ваш ребенок посещал детский сад, то там он уже прошел необходимую подготовку, но, тем не менее, и родителям надо уделить внимание этому вопросу. Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в звуковые, словесные и математические игры, если вы умеете получать от этого удовольствие, и хотите научить вашего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности – начните обучать его чтению и счету. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от многих проблем.

Лучше это сделать в возрасте 4-6 лет. У всех абсолютно детей в этом возрасте появляется интерес к буквам, к книгам, стихам, у них появляется желание прочесть название газеты, магазина, машины. Тогда нужно только направить ребенка, отвечать на его вопросы, не отталкивать его от себя. Дети этого возраста овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет. Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Хорошо использовать с этой целью книгу К. Чуковского «От двух до пяти», в ней собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом.

  1. Менять в слове один первый звук и получать новые слова: мама, рама, кама, сама и т. д. (В школе такие задания многие выполняют с трудом).

  2. мак-рак-лак-бак-так и т.д.

  3. Научить вслушиваться в звуки речи: «Поиграем в слова:»

жук – какой первый звук? – ж. Назовем слова с этим звуком: в начале слова (журавль, жаба), в середине слова (мороженое, пирожок), в конце – (гараж).

з- звенит комарик, ш – шуршат осенние листья, р – работает мотор. (Кто больше назовет слов с этим звуком?)

Когда ребенок научится выделять звук, тогда следует обратить внимание на различное произношение звуков в словах, например: мышка – сердито, мишка – ласково, улыбается.

Теперь, когда звуки для вашего ребенка интересны, можно начать знакомить его с буквами. В этом вам помогут разрезная азбука, кубики, особенно хорошо, чтобы, например, буква «л» стояла и возле «лисы», и возле «лука» («лиса» - мягкий звук «ль», «лук» - твердый звук «л»). Ребенок с самого начала должен знакомиться с буквой как со знаком и твердого, и мягкого согласного.

Сложность обучения чтению заключается в том, что все согласные обозначают два звука – твердый и мягкий. Только гласная буква, которая стоит после согласной, указывает, как нужно читать слово: а – твердо, я – мягко. Поэтому, после того, как ваш ребенок выучит буквы, называя их м/м, можно приступить к обучению чтению. При чтении мы должны обязательно забегать глазами вперед, сначала смотрим на гласную (готовим ротик), потом возвращаемся к согласной и, только после этого читаем слог. Как только ваш ребенок начнет сливать слог, переходите к словам, предложениям. Пусть это будет медленное, певучее чтение. Не торопитесь. Но и не останавливайтесь. Конечно, он еще не будет сам читать книги. Но два предложения из сказки он сумеет прочитать, а остальное - вы. Он прочитает заголовок, а вы – весь рассказ. Главное, что мама рядом, мама подбадривает своего сыночка или дочку: молодец, умница, прекрасно. И все будет зависеть только от вас – пристрастится ли ребенок к чтению, станет ли оно для него любимым занятием.

Не умеет ребенок читать – учите только буквы, читать научится в школе. Но речь детей развивать надо – чтение сказок, их пересказ, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам, умение понимать, что такое рассказ, предложение, слово, слог, звук, умение свободно, правильно и последовательно излагать свои мысли. Для этого не надо выделять особых занятий, это вы можете делать во время прогулки, во время уборки квартиры, во время ходьбы от дома до детского сада.

Письмо. Надо ли было учить ребенка писать письменными буквами до школы? Нет, не надо. Но надо печатать слова, пусть ребенок рисует, раскрашивает, выкладывает мозаику, лепит, вышивает, помогает маме перебирать крупу, вырезает ножницами. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Математика. Особенно много внимания нужно уделить математике. Пусть это будут не специальные занятия, нужно просто использовать разнообразные жизненные ситуации, где можно применять вычисления. На прогулке: сколько машин стоит возле дома? Сколько птиц сидит на ветке? Сколько яблок у мамы в сумке? Сколько съели? Сколько осталось? Сколько детей играет с мячом? На сколько ступенек нужно подняться до второго этажа? До третьего этажа? Сколько этажей в доме? Какой дом выше? На сколько этажей выше, ниже? Понятия «больше», «меньше», «равно», «короче», «длиннее» и др.

Учите присчитывать по одному, и отсчитывать по одному. Именно присчитывание и отсчитывание, а то бывает, что дети просто заучивают числовой ряд, что, кстати, совсем нетрудно при хорошей детской памяти, но совсем не соотносит эти слова с количеством предметов. Учить считать - это значит с самого начала считать что-то: кубики, кукол, картинки и др. Счет прямой и обратный (в пределах 10, 20), счет десятками (в пределах 100), задачи простые придумывать и решать.

Взявшись за занятия, уже ни в коем случае их не прекращать, иначе ребенок позабудет то, чему научился, и тогда ваша работа пропадет даром, так как придется все начинать сначала. (Особенно это касается чтения).



Итак, необходимо серьезно готовить ребенка к школе, и когда он пойдет в школу, помнить, что детская жизнь так же сложна для детей, как взрослая для взрослых. Поэтому необходимо, во что бы это ни стало, особенно на первых порах сохранить у ребенка веру в себя, в свои силы. Не торопить, не понукать беспрерывно, не падать духом при неудачах.

Пусть навсегда вы станете помощником вашего ребенка, людьми добрыми и сильными, с которыми в хорошую минуту хочется поделиться, на которых в трудную минуту можно опереться.