СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему «Педагогическая модель деятельности и личности современного тренера - преподавателя»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для занятий физической культурой и спортом, формировать здоровые привычки

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему «Педагогическая модель деятельности и личности современного тренера - преподавателя»»



Выступление на тему «Педагогическая модель деятельности и личности современного тренера - преподавателя»


Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни. (Тренер в переводе в англ. – это специалист, помогающий расти живому организму).
Цели работы тренера:
1. Создать условия для занятий спортом, укреплять дружеские отношения в группе (команде).
2. Формировать здоровые привычки у воспитанников.
3. Создать возможность всем занимающимся участвовать в соревнованиях.
4. Дать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование в ИВС.
Функции тренера:
Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер принимает управленческие решения, которые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса, формируют волевую готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях и принимаются в процессе соревнований. Формы управления: планы, наставления, замечания, беседы.
Спортивное совершенствование возможно в условиях регулярного контроля: поэтапного, текущего, оперативного.
Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.
Гностическая функция связана с сообщением спортсмену знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.
Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, состояний личности, организации норм поведения спортсмена. Эта функция наиболее актуальна в условиях психических срывов и при состояниях переутомления.
Воспитательная функция направлена на выработку морально-волевых качеств, нравственных черт характера, самосознания.

Способности, необходимые для тренера - преподавателя

Профессиональное мастерство тренера - преподавателя во многом определяется его способностями к педагогической де­ятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Тренер - преподаватель дол­жен преподносить учебный материал ясно и понятно для конк­ретной группы учащихся, вызывая у них интерес к избранному виду спорта, возбуждая их активность и самостоятельность в избранном виду спорта. Эти способности заключаются в умении тренера - преподавателя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное де­лать легким, сложное - простым, неясное — понятным;

  2. речевые способности — это способности ясно и чет­ко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом тренеру - преподавателю важно проявлять силу, убежден­ность и заинтересованность в том, что он говорит;

  3. организаторские способности — это умение орга­низовать воспитанников, формировать их коллектив, воодушевить воспитанников на решение учебных задач. Кроме того, это способ­ность организовать собственную деятельность;

  4. авторитарные способности — это способность не­посредственно эмоционально-волевым влиянием на воспитанников добиваться у них авторитета;

  5. коммуникативные способности — это способность к общению с воспитанниками, умение найти к ним правильный под­ход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотно­шения, целесообразные для осуществления педагогической дея­тельности;

8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнози­ровать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предуга­дывая, что может «получиться» из воспитаников;

9). И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание тренер - преподаватель.


Профессиональные аспекты работы тренера

В процессе практической работы тренер должен:
• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;
• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;
• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;
• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;
• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике ИВС, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» (А.С.Макаренко));
• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;
• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;
• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;
• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;
• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;
• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;
• не навязывать свое мнение, а убеждать.
Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:
1) руководствоваться интересами дела, общества;
2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;
3) знание своего вида спорта;
4) трудолюбие;
5) разумная требовательность и тренерский такт.

Умения тренера - преподавателя

Умения тренера - преподавателя делятся на конструк­тивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Конструктивные умения помогают тренеру - преподавателю планиро­вать свою деятельность. К ним относятся умения: отбирать и стро­ить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее пла­нирование, планировать приобретение и ремонт спортивного обо­рудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией на­меченных планов. Тренер - преподаватель должен уметь организовать свою дея­тельность и деятельность воспитанников .

Умение тренера - преподавателя общаться с воспитанниками , коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с ок­ружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуника­тивные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникатив­ные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями тренера - преподавателя ясно и доходчиво доносить до сознания воспитанников учебный мате­риал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к заня­тиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность воспитанникам, управлять вниманием учебной группы и прогнозиро­вать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый тренер - преподаватель.

Гностические умения связаны с познанием тренером - преподавателем как отдельных воспитанников, так и коллектива группы в целом; с ана­лизом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и уме­ние проводить элементарные исследования, анализируя их резуль­таты.

Двигательные умения отражают прежде всего умение тренера – преподавателя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности воспитанников.




Воспитательные аспекты работы тренера

Тренер это тот человек, который на деле занимается воспитательным процессов, т.е. является педагогом. Занятия физической культурой и спортом всегда содержат элементы состязательности, выявление лидеров, победителей, поэтому тренер должен хорошо владеть судейской деятельностью. Она налагает особую ответственность за соблюдение всех правил в спортивной деятельности, требует от тренера высокого чувства справедливости, которую всегда отмечают и ценят дети.

Принято считать, что профессиональный долг тренера-преподавателя заканчивается (а точнее, раскрывается в полной мере) тогда, когда он успешно реализует два вида деятельности - образовательную и воспитательную. Однако на самом деле это не так. В занятиях физической культурой и спортом важны все вышеперечисленные виды деятельности. Именно поэтому исследовательская проблема видится нам в анализе комплексного характера деятельности детского тренера, задачу которого часто видят лишь в достижении спортивного результата его воспитанника. «Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними». Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. Только единство целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания и других видов деятельности, их дополняющих, приведут к желаемому результату.

Сложность и специфика работы детского тренера определяется целым рядом факторов. Мы писали о сложности организации из стихийно возникшей группы детей, записанных к тренеру, организованного детского сообщества, в котором тренеру предстоит воспитать нравственные межличностные отношения. Сложность работы в преобразовании разнородной мотивации в позитивную мотивацию, основанную на устойчивом интересе к занятиям, обеспечивающем проявление воли, стремление преодолеть трудности, проявить самопроизвольную активность и инициативу.

Сложность и специфика деятельности тренера, её комплексный характер во многом определяются необычностью, сложностью образовательного пространства, в котором проходят занятии по разным видам спорта. В отличие от привычного класса, с привычной расстановкой мебели, устойчивым укладом жизни школы и класса, тренер проводит занятия в бассейне, на стадионе, на корте, на беговой дорожке, в гимнастическом зале, где нужна предельная концентрация внимания и забота о строгом порядке работы каждого воспитанника и всей группы. Они являются условием предупреждения различных рисков, условием сохранения здоровья детей, их охраны от возникающих опасностей.


Тренер – воспитатель, морально ответственный за своего ученика. Тренер, который на деле занимается воспитательным процессом, должен обратить внимание на следующие обстоятельства:
• тренер является лидером своей группы (команды), следовательно должен сокращать разобщенность, воспитывать уважение спортсменов друг к другу через собственный стиль общения с ними, стремиться к созданию дружного коллектива;
• уметь расположить каждого спортсмена к себе, стараться быть добрым, приветливым и справедливым человеком, тренер может сердиться на учеников, но не должен быть обидчивым, злопамятным, злым и обижать своих спортсменов;
• старайтесь в самых неприятных ситуациях оставаться самим собой, будьте искренни, притворства и фальши воспитанники не прощают;
• используйте методы морального воспитания: личный пример, целенаправленная постановка усложняющихся задач, поощрение и наказание, честность и справедливость, знание своего дела;
• предъявляйте одинаковые требования и внимание ко всем спортсменам;
• будьте организованными, собранными, целеустремленными, требовательными;
• не позволяйте при учениках следующие поступки:
- не спорьте по пустякам с другими тренерами, руководителями, родителями, судьями;
- не курите, не выражайтесь;
- не хвалите, не критикуйте учеников в их отсутствие;
- не давайте хода «небылицам» (фармакология, собственные «победы»);
- не уподобляйтесь «клоуну».

Стили работы тренера

Тренер должен в совершенстве владеть организаторской деятельностью, направленной на объединение пришедших из разных школ и классов детей в организованное сообщество, скреплённое коллективными межличностными отношениями, взаимной поддержкой и взаимопомощью, соблюдением порядка занятий и организованного их завершения.



Любой тренер осуществляет свою профессиональную деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют стиль его деятельности. Стили деятельности дифференцируются в основном на три вида: авторитарный, либеральный, демократический. Часто в деятельности тренера сочетаются компоненты нескольких стилей.
Авторитарный стиль. Тренер строит свои взаимоотношения со спортсменами на основе единоначалия, подавления самостоятельности и инициативности, «железной» дисциплины и беспрекословного послушания. Не допускает обсуждения заданий, не прислушивается к мнению спортсмена (команды). Не адекватно представляет структуру взаимоотношений в группе.
Авторитарность присуща двум типам личности:
1) люди, уверенные в себе, «сильные» характеры. Они никогда не теряют присутствия духа, чувствуют себя незаменимыми, обладают высокой самооценкой, умеют повести за собой, оперативно принимать решения. Но в результате замыкаются на развитии собственного «Я», своей личности, а не личности спортсмена;
2) личность тревожная, скованная, «закомплексованная», с заниженной самооценкой. Такие люди отличаются скепсисом, желчностью, занудливостью, подозрительностью, желанием «защищаться». В этом случае идет постоянный процесс самоутверждения за счет мелкого деспотизма и тирании (лучший вид обороны – нападение).
Внешнее проявление авторитарного стиля – прессинг, а основанием деятельности является доведенное до абсурда тренерское требование. Тренеры – авторитаристы «железно» крепки, но «железно» бездушны.
Либеральный стиль. Тренер предоставляет воспитанникам максимальную самостоятельность, идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, прислушивается к мнению авторитетных учеников. Контроль осуществляется от случая к случаю. Безынициативен и безразличен к своей работе. Для такого тренера характерны: приветливость, сдержанность, тактичность, необидчивость. Из форм общения преобладают: одобрение, уговоры, замечания.
Либерал сам себя жалеет, оказывается главным врагом любых новаций. Либерал часто дезорганизует спортсменов, формирует безответственность и разболтанность. Либеральный стиль есть своеобразное выражение тренерской апатии.
Демократический стиль. Взаимоотношения тренер строит на основе уважения к личности воспитанника, допускает свободу обсуждения заданий и поручений. Прислушивается к мнению воспитанников. Ответственные и срочные дела выполняет сам. Равномерно общается со всеми спортсменами, никого не выделяет. Руководит в форме просьбы, совета, указания, рекомендации.
Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и к другим, прямотой, тактичностью, отсутствием раздражительности и нервозности. Он справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен, объективен, всегда доступен для контакта. Тренер – демократ всегда защищает спортсмена, слушает и слышит своего ученика, ведет с ним диалог, помогая ему состояться как личность. Он, жизнерадостен, самокритичен, трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства.

Авторитет тренера

Успех в педагогической тренерской деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Авторитет формируется в процессе профессиональной деятельности.
Авторитет тренера – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.
Подлинный авторитет опирается на высокие личностные и профессиональные качества: демократичный стиль общения, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную «Я-концепцию», стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброта, общая культура.
Существуют и так называемые ложные авторитеты: авторитет уступчивости, отчужденности, педантичный, авторитет унижения, поучительности, непререкаемый авторитет, авторитет занимаемой должности, учености, сомнительный, хвастуна, скромности, веселости и т.д. Ложные авторитеты взаимосвязаны между собой и редко встречаются в чистом виде.
Каким должен быть настоящий тренерский авторитет?
Главным основанием тренерского авторитета должна быть его тренерская работа, а так же его повседневная жизнь, гражданская позиция и поведение, умение критически себя оценивать.
Слагаемые авторитета:
• начинается авторитет с терпения;
• тренер должен быть членом группы (команды);
• тренер должен иметь профессиональный такт воспитателя;
• он не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам;
• живет естественной жизнью;
• тренер должен знать, чем «живет и дышит» каждый его воспитанник;
• прийти на помощь, дать совет (но помощь не должна быть навязчивой);
• авторитетный тренер живет по принципу: «Делай как я»
Настоящий тренерский авторитет основывается на человеческом факторе, на его знании жизни спортсменов, помощи им и его ответственности за воспитание учеников перед обществом.

Оценка уровня профессиональной подготовленности. Профессиональные знания, умения и навыки

Будущий тренер-преподаватель по окончании ВУЗа должен знать: основные исторические этапы, направления и проблемы развития физической культуры и спорта, как органической части социальной системы и общечеловеческой культуры; социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе; политические, социальные, экономические, юридические, этические, эстетичные, психолого - педагогические аспекты современной физкультурно-спортивной деятельности; основные законы развития природы и всех сфер деятельности; сущность человека, роль личности в историческом процессе и общественных отношениях, характерных для современной цивилизации; украинский и иностранный язык на уровне, который обеспечивает общение и работу с документами. Специальная подготовленность: Будущий тренер-преподаватель по окончании ВУЗа должен иметь: уровень общей физической подготовки, достаточный для выживания в экстремальных условиях; навыки предоставления первой медицинской помощи при разных травмах и повреждениях; навыки преодоления негативных последствий стресса разными, в том числе, состязательными ситуациями; навыки организации тренировочной, состязательной, педагогической работы, отдыха разных групп населения, преодоления критических ситуаций. Практическая профессиональная подготовленность: Будущий тренер-преподаватель по окончании ВУЗа должен: • знать методы проведения, организации занятий по физической культуре, спортивных тренировках, рекреационных и реабилитационных занятиях, врачебно-педагогического контроля при проведении занятий, тренировок, соревнований; • уметь по самым простым функциональным показателям в полевых условиях определить степень готовности учеников, и спортсменов к занятиям, признаку перетренерованости, усталости и перенапраженности; подготовить индивидуальный график занятий для каждого ученика, спортсмена с учетом состояния здоровья, возраста, пола, уровня тренированности; • организовывать соревнования и судейство, обеспечить их безопасное проведение; вести: планирующую и отчетную документацию за 266 всеми видами своей профессиональной деятельности. Одним из главных заданий педагогической деятельности спортивных ВУЗов является подготовка будущих тренеров-преподавателей, наличия у них достаточного уровня здоровья, физической и умственной работоспособности, гуманитарных и профессиональных знаний, навыков, умений, что во многом зависит от квалификации типологических особенностей и свойств нервной системы, способностей, интересов, мотивов, самоактуализации, самовыражения, получения определенных материальных благ и социальных гарантий [2, 3]. Выводы. Деятельность тренера-преподавателя условно можно разделить на выполнение отдельных функций, которые на практике не отделены одна от другой. В итоге профессионально-психологического отбора систематического медицинского обследования, реабилитационных мероприятий и целеустремленного процесса теоретической, физической, психологической, психофизиологической, тренерской, специальной и непосредственно профессиональной подготовки современный тренер - преподаватель должен владеть: высокой мотивацией на профессиональную деятельность; высоким уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, которые основаны на принципе интеграции, уровнем психологической надежности; социальной активностью; моральной стойкостью и чистотой; развитым эстетичным вкусом; этикой поведения и языка; функциональной и психологической готовностью к профессиональной деятельности; стремлением к профессиональному совершенствованию; организаторскими и лидерскими способностями; коммуникативными способностями; общей эрудицией; профессиональной компетентностью; оперативной памятью и мышлением; способностью творчески решать проблемные задания и тому подобное. Перспективыисследований. Особуюактуальность приобретает проблема изучения индивидуализации профессиональной тренерской деятельности, разработки эффективных форм ее организации и средств, обеспечивающих проявление индивидуального стиля личности тренера-преподавателя, что может быть проблемой дальнейших исследований.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!