СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Реализация программы "Мой выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Реализация программы "Мой выбор"»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «МОЙ ВЫБОР».

Процесс воспитания школьников за последнее время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе.

Представьте себе, если учитель не может добиться рабочей дисциплины на уроке, его выпускники при прочих равных условиях, будут неконкурентно способными, по сравнению с теми детьми, которые учились у педагогов, способных добиться выполнения педагогических требований.

Или: профессионально слабый и личностно несчастный учитель не знает другого способа воспитания, кроме двух видов крика: собственно крик и неудовлетворительные оценки как скрытое выражение профессиональной несостоятельности м все того же крика. Значит необходимо искать новые подходы.

Хорошо организованное воспитание – это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных, индивидуальных особенностей максимальное развитие которых является условием для его счастья.

Умение сделать выбор – больше искусство, которому учатся годами. Два года назад в сентябре 2004 года я сделала свой выбор. Я начала посещать семинары информационно-методического центра по ВР, которые были посвящены организации работы с учащимися по программе «Мой выбор». Это бала новая, своеобразная модель работы с молодежью. Вскоре я провела первые два занятия по темам «Человек свободного общества» и «Учимся строить отношения». И уже этот небольшой опыт позволил мне понять, что подобные занятия помогают установить доверительные отношения между учителем и учеником.

Педагогический коллектив школы № 72 получил полное представление о содержании программы и о принципах работы на ее основе на педагогическом совете по воспитательной работе «Кого? Как и зачем мы воспитываем?». С целью обмена опытом работы по курсу «Мой выбор»

классные руководители МОУ СОШ № 72 систематически посещали обучающие семинары, организованные в свое время учебно-методическим центром. Классные руководители констатировали, что не сразу и не все было понятно. Но постепенно, используя элементы данной программы, педагоги получали возможность реализовывать новые формы работы с подростками. Особый интерес вызвали занятия по темам «Преступление и наказание или цена скейтборда», «Четвертая власть» и «Учимся строить отношения».

Вслед за мной по этому курсу приступили к работе три классных руководителя 8-х классов, а в следующем году пять 9-х учителей. Элементы программы активно и удачно используются при организации внеклассных мероприятий, классных часов, часов общения. В течение 2005-2006 учебного года уроки по программе «Мой выбор» были включены в тематическое планирование по курсу «Обществознание» в 9 классе. Результат оправдал все ожидания. У ребят появился своеобразный интерес, азарт: они играли и учились одновременно. Реальность происходившего сделала занятия запоминающимися, желанными, интересными и эффективными. А это немаловажно для учащихся переходного возраста.

Интересно, что учащиеся, работающие по курсу «Мой выбор» приняли активное участие в игровой программе «Диалог цивилизаций». Ряд навыков приобретенных на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, организованным по методике «Мой выбор» были успешно реализованы ими в ходе игры. Итоги нас всех порадовали, ведь для новичков совсем неплохо заслужить призы и дипломы участников.

В прошлом году при организации занятия по теме «Преступление и наказание» классные руководители 9-х классов обратились к помощи инспекции по делам несовершеннолетних УВД Октябрьского округа. Наш школьный участковый инспектор заинтересовался этим предложением и принял его. Тема была несколько адаптирована для учащихся данной параллели, а инспектору пришлось вспомнить методику работы с учащимися на уроке, (благо помогло педагогическое образование). У ребят возникло много всевозможных вопросов, касающихся административных правонарушений, уголовных преступлений, а также вопросов об ответственности за те или иные виды правонарушений и преступлений. Классный час абсолютно не вошел в запланированные хронологические рамки и длился около полутора часов, но никто этого не заметил, так как проблема очень актуальна в наше сложное и нестабильное время.

А вот занятие по теме «Мое здоровье» показалось некоторым ребятам менее интересным, даже, несмотря на нетрадиционное преподнесение материала. Эти ребята посчитали тему скучной и «уже давно во всем и каждому известной». Ряд классных руководителей (нельзя конечно говорить обо всех), считает, что данная тема в настоящий период времени является общеизвестной, информация о профилактике курения и вредных привычек в целом знакома учащимся и вызывает у них порой негативную реакцию: «мы это уже слышали», «вы о вреде курения и алкоголизма столько раз говорили и вот опять…», «что толку говорить, если кто-то курит, то так и будет курить», «нам родители постоянно напоминают о том, что курить вредно для здоровья, а пить и употреблять наркотики категорически нельзя». Заинтересованным в проблеме формирования здорового образа жизни классным руководителям, несомненно приходилось перерабатывать методический материал курса для того, чтобы максимально большее число воспитанников смогло принять участие в обсуждении предлагаемых вопросов. В данном случае не обойтись без личностно-ориентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности становится все более и более востребованной. Не всем классным руководителям легко удается перестраиваться на новые формы работы, легче сделать то, к чему уже давно привык, что наработано с годами, и не надо прилагать никаких физических усилий и тратить время.

Классные руководители 8-х классов (а их четверо), работающие в этом учебном году были проанкетированы. К анкетированию присоединились те педагоги, которые работали по данной программе в предыдущие два года. Результаты анкетирования оказались вполне предсказуемые (учитывая творческий подход к подготовке и проведению классных часов и воспитательных мероприятий).

  1. То, что программа «Мой выбор» помогает в работе в силу полного методического обеспечения, признали все классные руководители.

  2. Нельзя полностью сказать, по мнению всех классных руководителей, что программа полностью изменила отношения в классе, хотя есть те ребята, которые в общении на классных часах стали более активными и открытыми.

  3. Половина опрошенных классных руководителей считает, что на отношениях между ними и учащимися программа воздействия не оказала. Остальные указали, что учащиеся видят в классном руководителе наставника, советчика и даже взрослого, опытного друга.

  4. Все та же часть классных руководителей не привлекает родителей к реализации программы, остальные стремились и стремятся организовывать совместные мероприятия.

  5. У активно работающих по программе классных руководителей есть заинтересованность в продолжении курса, Другая часть работает по принципу – «раз надо, значит будем работать».

  6. Соответственно именно у таких педагогов возникли сложности в применении интерактивных методик. Для остальных – это подспорье при подготовке воспитательных мероприятий.

  7. Абсолютно все классные руководители считают, что сильной стороной программы является связь с жизнью, реальные ситуации.

  8. Слабые стороны программы «Мой выбор», по мнению все той же половины классных руководителей – традиционные темы – «Мое здоровье», «Преступление и наказание». Мнение противоположное – слабых сторон нет. Темы, преподаваемые по данной программе, всегда являются насущными, другое дело – КАК их преподнести, чтобы было интересно и не скучно.

  9. «Благодаря программе «Мой выбор» Я_________. В данной ситуации предлагалось закончить текст предложения. Сторонники программы, не задумываясь, указали – «Я стала тратить меньше времени на подготовку классных часов, которые абсолютно не похожи один на другой». Мнение остальных – «Я узнала много интересных форм внеклассной работы, но для подготовки стало требоваться больше времени, так как материал приходится адаптировать для своего класса».

  10. Все опрошенные классные руководители считают, что необходимы практические занятия для обмена опытом, которые организуются педагогами других школ, но не всегда их удается посетить.

  11. Предложения проанкетированных учителей: ввести 2-3 годичный курс в соответствии с возрастными особенностями учащихся и соблюдением логической преемственности.


Как уже говорилось, человек постоянно находится в ситуации выбора, и чем раньше он осознает это, тем раньше научится выбирать, тем более полновластным хозяином своей жизни он сможет стать. Каждый получает возможность жить так, как этого хочет он сам – сначала в школе, затем во взрослой жизни. Только необходимо помнить, что в игре еще есть возможность исправить ошибку, изменить решение и даже забыть о проблеме, но все имеет свойство заканчиваться. Заканчивается игра, учеба в школе. Наступает та реальность, при которой иногда бывает трудно что-либо исправить. И жаль, если ребята бывают не готовы самостоятельно думать, рассчитывать на свои силы, отстаивать свои права, занимать активную гражданскую позицию.

Результаты анкетирования учащихся тоже оказались в большинстве своем ожидаемы (особенно при сопоставлении их с мнением классных руководителей). По достоинству оценили курс преподавания программы «Мой выбор» те ребята, классные руководители которых стремились к максимальной реализации программы. И вовсе не потому, что это внесено в план воспитательной работы и требует однозначного выполнения.

Жизнь человека с самого детства предъявляет к нему требования как к взрослому, и задача системы образования и воспитания помочь нашим детям достойно ответить на это. Наш вклад в данное благородное дело - это реализация «Всероссийской образовательной программы «Мой выбор», которая дает нашим детям возможность своевременно научиться принимать решения, делать свой выбор и нести за него ответственность.

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Воспитательная работа требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способностей к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

В дальнейшем, с целью выявления и развития способностей каждого ученика, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях жизни педагогический коллектив планирует осуществление следующих идей:

- идея развития, которая подразумевает развитие личности ученика, его творческой индивидуальности, развитие личности педагога;

- идея творчества, как универсальный механизм развития личности, обеспечивающей ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире;

- идея сотрудничества, основанной на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы, совместном бытие детей и взрослых, обеспечивающей творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности;

- идея выбора и ответственности, реализующейся в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов для удовлетворения интересов, развития способностей, творческой реализации;

- идея открытости, заключающейся в том, что школа готова к социальному сотрудничеству с творческой интеллигенцией, с различными творческими коллективами, объединениями, в зависимости от особенностей и потребностей ребенка.

И, несомненно, программа «Мой выбор» станет в этом случае надежным подспорьем, она может объединить все субъекты воспитательного процесса. Только совместная работа педагогов, родителей, администрации школы, учреждений города и учащихся поможет процессу воспитания личности современного школьника.