1 слайд
Выступление на тему « Реализация регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»
учителя начальных классов
МБОУ Тацинской СОШ № 3
Язеповой Н.Н.
2 слайд
Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Из прошлого мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание.
Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток начинает понимать величие своей Родины, в нем развивается потребность стать творцом, гражданином России. На основе знакомства учащихся с историей казачества происходит непосредственное прикосновение детей к историческому и культурному наследию, героическим и трагическим страницам казачества.
Педагоги нашей школы уделяют большое внимание обучению и воспитанию школьников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края, так как прежде, чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, района, знать их традиции и жить их жизнью и заботами.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
3 слайд
С ноября 2007 года школа имеет областной статус «казачье» (приказ №2550 от 20.11.2007 Министерства общего и профессионального образования РО).
Решая одну из основных задач образования – передачу культуры от одного поколения к другому МБОУ Тацинская СОШ №3 в содержание образования включила наиболее значимую часть культуры донского края, которой предназначено выполнять функции: сохранить универсальную общечеловеческую миссию, передать уникальное этнокультурное наследие и сохранить национальную идентичность.
В Тацинской СОШ № 3 региональный компонент реализован следующим образом:
В большинстве предметов выделено время (не менее 10 - 15 %) на тему по казачеству, которое отражено в рабочих программах по предметам (КК, РК).
В 4 классе – «Основы православной культуры» (Федеральный компонент)
В начальной школе введен модуль «региональный компонент» в предметах «окружающий мир» и «литературное чтение».
4 слайд
Региональный компонент «Литературное чтение» 3 класс
1. Г. Колесников «Сохраним горицвет» Гасенко «Друзья познаются в беде»
2. А.П. Чехов «Гриша»
3. Вн. чтение Р.К.А.П. Чехов «Белолобый»
4. В. Воронин «В хуторе Кружилине»
5. Поэты Дона в родном крае. А. Сафронов «Ростов-город», Н. Доризо «Песня о Доне»
6. Вн. чтение Р.К.Шемшелевич «Рыбацкая примета», Поэты моей Родины
М.А. Шолохов «Сыновий поклон тихому Дону»
5 слайд
Региональный компонент «Окружающий мир» 4 класс
Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 ч)
Родной край – часть большой страны.Наш край. Новочеркасск – столица казачества. Ростов. Города ростовской области. (К. компонент)
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Патриоты России. Платов Матвей Иванович вместе с Суворовым (К. компонент).
Великая Отечественная война и Великая Победа. Дон в годы ВОВ (региональный компонент)
Региональный компонент на уроках преподносится следующим образом.
На уроках литературного чтения и литературного чтения на родном языке изучаются произведения донских писателей и поэтов (М.А. Шолохов, В. Закруткин, А.В. Калинин, И.Н. Кудрявцев и др.), а также донские мотивы в произведениях русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.Блока, Л. Толстого, М. Лермонтова и др.). – При изучении регионального компонента учителя нашей школы используют Хрестоматию для чтения младших школьников «Край родной».
К.К.Внеклассное чтение. «Поэты Дона о родном крае»
Внеклассное чтение.К.К. Донские напевы. А. С. Пушкин «Дон»
Внеклассное чтение.К.К.Из истории Родины. Книги о событиях и людях, оставшиеся в памяти народа. Священный долг.( Говорим о пионерах-героях Ф. Игнатенко и О. Кошевого, о том, что в честь них названы улицы нашей станицы; о героях-выпускниках нашей школы и многое другое)
Вн.чтение. К.К.ПриродаДонского края. Г.Колесников «Зяблик», «Разноцветные воробьи».( Природа станицы.)
Внеклассное чтение. К.К.« Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» ( О подвиге Баданова, Тацинский танковый рейд, школе присвоено имя героя Баданова с 2019 года).
На уроках математики
При изучении темы «Единицы массы. Тонна. Центнер» К.К. Старинные единицы массы. (Упоминаем наш элеватор, в котором хранятся тонны зерна и т.д.)
«Решение задач на движение» К.К. ( На чём передвигались казаки, с какой скоростью можно передвигаться на автомобиле по станице, где как и нужно переходить дорогу пешеходам и т.д.)
На уроке математики в начальной школе, дети решают такого плана задачи.
1. Город Ростов-на-Дону был основан в 1749г., город Азов – в 1067г., столица Донского казачества город Новочеркасск в 1805 г. Определите, в каком веке основан каждый из городов?;
2. В 2015 году г. Новочеркасску исполнилось 210 лет. В каком году был основан г. Новочеркасск?;
3. У казака Степана было 7 детей. Сколько варежек нужно связать?
Учителя нашей школы при подготовке к урокам используют дополнительную литературу и ресурсы интернет.
На уроках ИЗО
Пейзаж родной земли. Березовая роща. К.К.(Преобладают в нашей местности равнины)
Образ красоты человека (женский образ).К.К. Образ казачки.
Образ красоты человека (мужской образ).К.К. Образ казака.
Древние соборы. (Храм Пресвятой Богородицы в станице, Новочеркасский собор и т.д.)
На уроках Технологии
Изделие «Буровая вышка» К.К.Полезные ископаемые на Дону (Что добывают в Тацинском районе)
Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы», изделие «Ваза» К.К. Изделия из глины на Дону(Семикаракоры).
Обувное производство. К.К. Обувь казаков.( О том, что на Тацинской земле тоже была фабрика, на которой изготавливали тапочки и т.д.)
На уроках Музыки
На великий праздник собралася Русь! К.К. Праздники на Дону (Праздники в станице «День станицы», «День Победы», «Масленица» и другие).
Народные праздники на Дону. К.К. «Троица» (Праздники в станице «День станицы», «День Победы», «Масленица», «Пасха» и другие).
Музыкальные инструменты – гитара. К.К. Музыкальные инструменты казаков. (Говорим о музыкальной школе, в которой обучаются дети из нашей школы и нашего класса. На каких инструментах учат играть в музыкальной школе).
На уроках Окружающего мира
Мир глазами историка К. К. Тайны Донской Земли. Дикое поле. Степан Разин. Емельян Пугачев
Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 ч)
Родной край – часть большой страны.Наш край. Новочеркасск – столица казачества. Ростов. Города ростовской области. (К. компонент)
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Патриоты России. Платов Матвей Иванович вместе с Суворовым (К. компонент).
Великая Отечественная война и Великая Победа. Дон в годы ВОВ (региональный компонент)
На уроках русского языка
1.Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» К.К. Осень на Дону, в станице.
2.Слово и его лексическое значение. К.К. Значение слова «Казачество»
3.Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. К.К.Устаревшие слова.
4.Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» Обучающее. К.К. Зима на Дону. Р.К. Зимние обряды на Дону, в станице.
5.Род и число имен прилагательных. Описание игрушки. К.К. Игрушки маленьких казачат. (Игрушки современных детей)
6.Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» К.К. Паводки в Ростовской области. Реки Ростовской области.
6 слайд
Внеучебная работа в рамках реализации ФГОС:
Направления | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Спортивно-оздоровительное | «Подвижные казачьи игры» Шахматы | «Подвижные казачьи игры» Шахматы | «Подвижные казачьи игры» Шахматы | «Подвижные казачьи игры» Шахматы |
Общекультурное | «Донские мотивы», «Формула здорового питания» | «Донские мотивы», «Формула здорового питания» | «Донские мотивы», «Формула здорового питания» | «Формула здорового питания» |
Общеинтеллектуальное | «Праздник числа» | | | «Занимательная математика» |
Социальное | «Введение в доноведение» | «Доноведение» | «Доноведение» | «Доноведение» |
Духовно-нравственное | «Красота внутри себя» | «Школа нравственности» | «Донской фольклор» | «Донской фольклор» |
На всех ступенях обучения учащиеся получают возможность знакомиться с историей, культурой, традициями донских казаков во время внеурочных занятий, кружков «Казачий сувенир»4-б кл и «Задорный каблучок» 3 кл.
7 слайд
На внеурочных занятиях «Спортивные казачьи игры» учащиеся знакомятся с играми прошлого и настоящего, как возникли подвижные игры. Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.
История возникновения национальных игр народов Дона
Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых подвижных игр. Зачем нужны национальные игры. В какие игры играют в станице.
8 слайд «Донской фольклор»
Изучение истории и специфики казачьего фольклора, разнообразие его жанров, донских пословиц и поговорок, казачьих песен, донских былин и легенд проводится на внеурочных занятиях «Донской фольклор».
Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Многожанровость и своеобразная неповторимость донского казачьего фольклора.
1.Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.(1)
2.Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предания и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».
3.Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
4.Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
5.Песни казаков Дона Исторические песни: Песни о С. Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».
Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни: эмоциональная насыщенность поэтических картин, образов, символов, недосказанность, незавёршённость, избегание развязки.
«Не сохами – то, славная землишка наша распахана...», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким...».
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.
Обрядовые казачьи песни (по выбору).
6.Донская былина О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Илье Муромце. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы». (Туры златорогие), «Ой да, на ровной, да на площади» (Спор сокола с конем) и др.
9 слайд « Донские мотивы»
10 слайд «Доноведение»
Дон в годы строительства новой жизни.
Дон в годы Великой Отечественной войны.
День освобождения родного города (села, станицы)
Мирное время на Донской земле.
11 слайд «Формула здорового питания»
1.Какую пищу можно найти в лесу.(Съедобные и несъедобные грибы наших лесов)
2.Лекарственные растения.( Лекарственные растения Ростовской области)
3.Игра «Приготовь из рыбы» (Реки Ростовской области и их обитатели)
4.Конкурсов рисунков «В подводном царстве»
5.Дары моря.
6.Кулинарное путешествие по России.
7.Традиционные блюда нашего края.
8.Конкурс кулинарных рецептов
12 -13 слайд
При подготовке к внеурочной деятельности учителя Тацинской СОШ № 3 пользуются методическими пособиями.
14 слайд
В 2015 году была разработаны общешкольные программы «Военно-патриотическое воспитание», «Дон – наш дом». «Дон – наш дом» - это вторая программа, составленная с учетом приобретенного с 2007 года опыта.
В общешкольном плане ВР, в планах классных руководителей имеется раздел «Реализация программ «Дон – наш дом», «Военно-патриотическое воспитание».
Воспитание у детей интереса к истории своей малой родины, к истории и культуре казачества происходит через традиционные общешкольные, внутриклассные казачьи праздники, классные часы, встречи с представителями казачества, экскурсии по родному краю, творческие конкурсы.
15 -22 слайд
Дети вовлечены в массовые мероприятия, такие как «Покров Пресвятой Богородицы», «Масленица», «День матери-казачки», «Рождественские посиделки», «Пасха». Проводятся классные часы на казачью тематику, такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой». В течение года проводятся классные часы и уроки мужества, посвященные героическим страницам Тацинской земли.
23 слайд
Встречи с интересными людьми нашей станицы позволяют повысить познавательную активность учащихся и оживляют учебно-воспитательный процесс.
Школьники знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте.
24 слайд
Тацинский историко-краеведческий музей, музеи Ростовской области открывают взгляду учащихся славное прошлое их предков, по-новому помогают увидеть свой родной край. В октябре 2016г. две группы учащихся, более 40 человек посетили Старочеркасск, где познакомились со славными страницами истории донского края.
25-26 слайд
Учащиеся школы активно участвуют в районных конкурсах и мероприятиях.
Изучая историю казаков, школьники приобщаются к их духовной жизни, к казачьему фольклору. Огромное значение имеет донесение до сознания детей того факта, что этими качествами обладали их предки, что они ценили в людях эти качества, и что дело сегодняшних потомков стать достойными продолжателями дедовских традиций и нравственных норм.