СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему"Реализация регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Из прошлого мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание.                   

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему"Реализация регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности"»

1 слайд

Выступление на тему « Реализация регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»

учителя начальных классов

МБОУ Тацинской СОШ № 3

Язеповой Н.Н.


2 слайд

Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Из прошлого мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание.

Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток начинает понимать величие своей Родины, в нем развивается потребность стать творцом, гражданином России. На основе знакомства учащихся с историей казачества происходит непосредственное прикосновение детей к историческому и культурному наследию, героическим и трагическим страницам казачества.

Педагоги нашей школы уделяют большое внимание обучению и воспитанию школьников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края, так как преж­де, чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, района, знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами.

В процессе школьного обучения, обретая знания, уча­щийся накапливает свой интел­лектуальный потенциал, что служит основой для реализа­ции личностью своих граждан­ских свобод, прав и обязаннос­тей. Знания о родном крае - существенная часть интеллек­туального потенциала челове­ка, гражданина.

3 слайд

С ноября 2007 года школа имеет областной статус «казачье» (приказ №2550 от 20.11.2007 Министерства общего и профессионального образования РО).

Решая одну из основных задач образования – передачу культуры от одного поколения к другому МБОУ Тацинская СОШ №3 в содержание образования включила наиболее значимую часть культуры донского края, которой предназначено выполнять функции: сохранить универсальную общечеловеческую миссию, передать уникальное этнокультурное наследие и сохранить национальную идентичность.

В Тацинской СОШ № 3 региональный компонент реализован следующим образом:

В большинстве предметов выделено время (не менее 10 - 15 %) на тему по казачеству, которое отражено в рабочих программах по предметам (КК, РК).

В 4 классе – «Основы православной культуры» (Федеральный компонент)


В начальной школе введен модуль «региональный компонент» в предметах «окружающий мир» и «литературное чтение».

4 слайд

Региональный компонент «Литературное чтение» 3 класс

1. Г. Колесников «Сохраним горицвет» Гасенко «Друзья познаются в беде»

2. А.П. Чехов «Гриша»

3. Вн. чтение Р.К.А.П. Чехов «Белолобый»

4. В. Воронин «В хуторе Кружилине»

5. Поэты Дона в родном крае. А. Сафронов «Ростов-город», Н. Доризо «Песня о Доне»

6. Вн. чтение Р.К.Шемшелевич «Рыбацкая примета», Поэты моей Родины

М.А. Шолохов «Сыновий поклон тихому Дону»

5 слайд

Региональный компонент «Окружающий мир» 4 класс

Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 ч)

Родной край – часть большой страны.Наш край. Новочеркасск – столица казачества. Ростов. Города ростовской области. (К. компонент)

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа -  определителя

Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.

Патриоты России. Платов Матвей Иванович вместе с Суворовым (К. компонент).

Великая Отечественная война и Великая Победа. Дон в годы ВОВ (региональный компонент)


Региональный компонент на уроках преподносится следующим образом.

На уроках литературного чтения и литературного чтения на родном языке изучаются произведения донских писателей и поэтов (М.А. Шолохов, В. Закруткин, А.В. Калинин, И.Н. Кудрявцев и др.), а также донские мотивы в произведениях русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.Блока, Л. Толстого, М. Лермонтова и др.). – При изучении регионального компонента учителя нашей школы используют Хрестоматию для чтения младших школьников «Край родной».

К.К.Внеклассное чтение. «Поэты Дона о родном крае»

Внеклассное чтение.К.К. Донские напевы. А. С. Пушкин «Дон»

Внеклассное чтение.К.К.Из истории Родины. Книги о событиях и людях, оставшиеся в памяти народа. Священный долг.( Говорим о пионерах-героях Ф. Игнатенко и О. Кошевого, о том, что в честь них названы улицы нашей станицы; о героях-выпускниках нашей школы и многое другое)

Вн.чтение. К.К.ПриродаДонского края. Г.Колесников «Зяблик», «Разноцветные воробьи».( Природа станицы.)

Внеклассное чтение. К.К.« Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» ( О подвиге Баданова, Тацинский танковый рейд, школе присвоено имя героя Баданова с 2019 года).

На уроках математики

При изучении темы «Единицы массы. Тонна. Центнер» К.К. Старинные единицы массы. (Упоминаем наш элеватор, в котором хранятся тонны зерна и т.д.)

«Решение задач на движение» К.К. ( На чём передвигались казаки, с какой скоростью можно передвигаться на автомобиле по станице, где как и нужно переходить дорогу пешеходам и т.д.)

На уроке математики в начальной школе, дети решают такого плана задачи.

1. Город Ростов-на-Дону был основан в 1749г., город Азов – в 1067г., столица Донского казачества город Новочеркасск в 1805 г. Определите, в каком веке основан каждый из городов?;

2. В 2015 году г. Новочеркасску исполнилось 210 лет. В каком году был основан г. Новочеркасск?;

3. У казака Степана было 7 детей. Сколько варежек нужно связать?

Учителя нашей школы при подготовке к урокам используют дополнительную литературу и ресурсы интернет.

На уроках ИЗО

Пейзаж родной земли. Березовая роща. К.К.(Преобладают в нашей местности равнины)

Образ красоты человека (женский образ).К.К. Образ казачки.

Образ красоты человека (мужской образ).К.К. Образ казака.

Древние соборы. (Храм Пресвятой Богородицы в станице, Новочеркасский собор и т.д.)

На уроках Технологии

Изделие «Буровая вышка» К.К.Полезные ископаемые на Дону (Что добывают в Тацинском районе)

Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы», изделие «Ваза» К.К. Изделия из глины на Дону(Семикаракоры).

Обувное производство. К.К. Обувь казаков.( О том, что на Тацинской земле тоже была фабрика, на которой изготавливали тапочки и т.д.)

На уроках Музыки

На великий праздник собралася Русь! К.К. Праздники на Дону (Праздники в станице «День станицы», «День Победы», «Масленица» и другие).

Народные праздники на Дону. К.К. «Троица» (Праздники в станице «День станицы», «День Победы», «Масленица», «Пасха» и другие).

Музыкальные инструменты – гитара. К.К. Музыкальные инструменты казаков. (Говорим о музыкальной школе, в которой обучаются дети из нашей школы и нашего класса. На каких инструментах учат играть в музыкальной школе).

На уроках Окружающего мира

Мир глазами историка К. К. Тайны Донской Земли. Дикое поле. Степан Разин. Емельян Пугачев

Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 ч)

Родной край – часть большой страны.Наш край. Новочеркасск – столица казачества. Ростов. Города ростовской области. (К. компонент)

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа -  определителя

Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.

Патриоты России. Платов Матвей Иванович вместе с Суворовым (К. компонент).

Великая Отечественная война и Великая Победа. Дон в годы ВОВ (региональный компонент)

На уроках русского языка

1.Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» К.К. Осень на Дону, в станице.

2.Слово и его лексическое значение. К.К. Значение слова «Казачество»

3.Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. К.К.Устаревшие слова.

4.Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» Обучающее. К.К. Зима на Дону. Р.К. Зимние обряды на Дону, в станице.

5.Род и число имен прилагательных. Описание игрушки. К.К. Игрушки маленьких казачат. (Игрушки современных детей)

6.Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» К.К. Паводки в Ростовской области. Реки Ростовской области.


6 слайд

Внеучебная работа в рамках реализации ФГОС:


Направления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные казачьи игры»

Шахматы

«Подвижные казачьи игры»

Шахматы

«Подвижные казачьи игры»

Шахматы

«Подвижные казачьи игры»

Шахматы

Общекультурное

«Донские мотивы»,

«Формула здорового питания»


«Донские мотивы»,

«Формула здорового питания»


«Донские мотивы»,

«Формула здорового питания»


«Формула здорового питания»


Общеинтеллектуальное

«Праздник числа»




«Занимательная математика»


Социальное

«Введение в доноведение»

«Доноведение»

«Доноведение»

«Доноведение»

Духовно-нравственное

«Красота внутри себя»

«Школа нравственности»

«Донской фольклор»


«Донской фольклор»



На всех ступенях обучения учащиеся получают возможность знакомиться с историей, культурой, традициями донских казаков во время внеурочных занятий, кружков «Казачий сувенир»4-б кл и «Задорный каблучок» 3 кл.

7 слайд

На внеурочных занятиях «Спортивные казачьи игры» учащиеся знакомятся с играми прошлого и настоящего, как возникли  подвижные   игры. Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.

История возникновения национальных игр народов Дона

Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых  подвижных   игр. Зачем нужны национальные игры. В какие игры играют в станице.

8 слайд «Донской фольклор»

Изучение истории и специфики казачьего фольклора, разнообразие его жанров, донских пословиц и поговорок, казачьих песен, донских былин и легенд проводится на внеурочных занятиях «Донской фольклор».

Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Многожанровость и своеобразная неповторимость донского казачьего фольклора.

1.Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.(1)


2.Предания, легенды, байки, былины донского казачества.  Предания и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».


3.Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.

4.Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.

5.Песни казаков Дона 

Исторические песни: Песни о С. Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».

Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни: эмоциональная насыщенность поэтических картин, образов, символов, недосказанность, незавёршённость, избегание развязки.

«Не сохами – то, славная землишка наша распахана...», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким...».

Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.

Обрядовые казачьи песни (по выбору).



6.Донская былина

О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Илье Муромце. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы». (Туры златорогие), «Ой да, на ровной, да на площади» (Спор сокола с конем) и др.

9 слайд « Донские мотивы»

10 слайд «Доноведение»

Дон в годы строительства новой жизни.

Дон в годы Великой Отечественной войны.

День освобождения родного города (села, станицы)

Мирное время на Донской земле.

11 слайд «Формула здорового питания»


1.Какую пищу можно найти в лесу.(Съедобные и несъедобные грибы наших лесов)

2.Лекарственные растения.( Лекарственные растения Ростовской области)

3.Игра «Приготовь из рыбы» (Реки Ростовской области и их обитатели)

4.Конкурсов рисунков «В подводном царстве»

5.Дары моря.

6.Кулинарное путешествие по России.

7.Традиционные блюда нашего края.

8.Конкурс кулинарных рецептов


12 -13 слайд

При подготовке к внеурочной деятельности учителя Тацинской СОШ № 3 пользуются методическими пособиями.

14 слайд

В 2015 году была разработаны общешкольные программы «Военно-патриотическое воспитание», «Дон – наш дом». «Дон – наш дом» - это вторая программа, составленная с учетом приобретенного с 2007 года опыта.

В общешкольном плане ВР, в планах классных руководителей имеется раздел «Реализация программ «Дон – наш дом», «Военно-патриотическое воспитание».

Воспитание у детей интереса к истории своей малой родины, к истории и культуре казачества происходит через традиционные общешкольные, внутриклассные казачьи праздники, классные часы, встречи с представителями казачества, экскурсии по родному краю, творческие конкурсы.

15 -22 слайд

Дети вовлечены в массовые мероприятия, такие как «Покров Пресвятой Богородицы», «Масленица», «День матери-казачки», «Рождественские посиделки», «Пасха». Проводятся классные часы на казачью тематику, такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой». В течение года проводятся классные часы и уроки мужества, посвященные героическим страницам Тацинской земли.

23 слайд

Встречи с интересными людьми нашей станицы позволяют повысить познавательную активность учащихся и оживляют учебно-воспитательный процесс.

Школьники знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте.

24 слайд

Тацинский историко-краеведческий музей, музеи Ростовской области открывают взгляду учащихся славное прошлое их предков, по-новому помогают увидеть свой родной край. В октябре 2016г. две группы учащихся, более 40 человек посетили Старочеркасск, где познакомились со славными страницами истории донского края.

25-26 слайд

Учащиеся школы активно участвуют в районных конкурсах и мероприятиях.

Изучая историю казаков, школьники приобщаются к их духовной жизни, к казачьему фольклору. Огромное значение имеет донесение до сознания детей того факта, что этими качествами обладали их предки, что они ценили в людях эти качества, и что дело сегодняшних потомков стать достойными продолжателями дедовских традиций и нравственных норм.