СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Роль старшего воспитателя в повышении экологической грамотности сотрудников в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования экологической культуры в современном обществе занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы со всеми участниками образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Роль старшего воспитателя в повышении экологической грамотности сотрудников в ДОУ"»

Выступление на тему:

«Роль старшего воспитателя в повышении экологической грамотности сотрудников ДОУ»


«Как никто не может дать другому

того, чего не имеет сам, так не

может развивать, воспитывать

и образовывать других тот, кто

сам не является воспитанным,

развитым и образованным…».

Адольф Дистервег


Проблема формирования экологической культуры в современном обществе занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы со всеми участниками образовательного процесса.

Формировать осознанное гуманное отношение к природе нужно с дошкольного детства, когда закладываются основы человеческой личности. Особая роль в экологическом образовании подрастающего поколения в этот период отводится воспитателю. Чуткое и бережное отношение к природе, элементарное знание ее законов, умения правильно взаимодействовать с ней и любить все живое сформируются у детей настолько, насколько правильно педагог сможет выстроить работу по экологическому воспитанию в своей группе, заинтересовав не только детей, но и их родителей.

Экологическая грамотность — это знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.

Проблема повышения экологической грамотности педагогов широко изучается в психолого-педагогической литературе, находит отражение в статьях научно-популярных журналов. Предложенные в списке статьи посвящены вопросу развития экологической культуры воспитателей в ходе методического взаимодействия старшего воспитателя с педагогическим коллективом. В них раскрыто содержание экологической культуры педагогов, представлена структура инновационной модели методического руководства экологическим воспитанием. Рассмотрены основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников.

Интересно в этом плане исследование Т.А. Марковой. Для выявления зависимости между уровнем экологической воспитанности детей и уровнем эколого-педагогической готовности воспитателей ею было проведено их сопоставление с помощью корреляционного анализа. Была обнаружена интересная закономерность. Дети одного возраста характеризовались различным отношением к природе в зависимости от экологической культуры воспитателя и его педагогической квалификации.

Выводом данного исследования стало следующее: «…чем выше уровень культуры отношения к природе педагога, чем глубже он осознает значимость экологического воспитания детей и владеет технологией данной работы, тем успешнее осуществляется формирование ценностного отношения детей к природе».

Поэтому научить одних педагогов видеть красоту природы, других педагогов поддержать в поиске инновационных методов по экологическому воспитанию, повысить их экологическую грамотность призван старший воспитатель ДОУ.

Основными задачами старшего воспитателя по повышению экологической грамотности педагогов являются:

1. Обозначить в педагогической среде высокую значимость экологических проблем и отметить необходимость участия каждого педагога в их позитивном решении.

2. Помочь педагогам в освоении конкретных технологий экологического воспитания дошкольников.

3. Помочь педагогическому коллективу в освоении содержания, форм и методов экологического воспитания дошкольников.

Для решения данных задач используются основные формы методической работы с педагогами.

  1. Одной из эффективных и наиболее распространённых форм работы с педагогами ДОУ по экологическому образованию является беседа за «круглым столом». В ходе данного мероприятия могут решаться различные педагогические ситуации, даваться советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатываться определённые требования по составлению тематических и интегрированных занятий.

  2. Другая форма повышения эколого-педагогической компетенции педагогов – консультирование или семинары. Используя разные методы и приёмы, старший воспитатель передаёт свои знания и опыт педагогам и, что не маловажно, стремится сформировать у них творческий подход к экологическому воспитанию в работе с дошкольниками.

  3. Продуктивной формой повышения экологической компетентности педагогов ДОУ остаются семинары-практикумы, в которых предлагаются задания, позволяющее педагогу развить свои творческие способности. Так, наиболее востребованными оказываются практикумы рассматривающие использование игровых приёмов в экологическом воспитании дошкольников.

  4. Значительная роль в системе повышения профессиональной экологической компетенции педагогов принадлежит неделям взаимопосещения. Посещая мероприятия, организованные своими коллегами, педагог учится использовать их практический опыт, анализирует свою деятельность. Также для обмена накопившимся педагогическим опытом целесообразно регулярно проводить в ДОУ экологические мастерские, где педагоги рассматривают конкретные практические вопросы экологического образования.

  5. В рамках методической работы необходимым является проведение открытых показов с представлением лучшего опыта работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников. В процессе педагогического соревнования повышается уровень знаний педагогов и формируется собственный стиль работы в рассматриваемом направлении.

  6. На повышение экологической компетентности педагогов ДОУ направлены деловые игры, дидактические игры с экологическим содержанием, обзоры парциальных программ. Организуются вернисажи педагогических идей - «Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников», «Экологические прогулки», «Природоохранные акции».

  7. Для повышения уровня экологической грамотности педагогов создаются буклеты с описанием актуальных экологических проблем в мире вообще и в городе в частности.

  8. Одним из условий формирования экологической компетенции педагога является координация работы коллектива дошкольного учреждения, тесное сотрудничество всех специалистов и создание системы работы по экологическому образованию. Большую роль в координации деятельности педагогического коллектива по вопросам создания условий для полноценного экологического воспитания дошкольников играет педагогический совет. Его функция заключается в проведении диагностики эколого-педагогических возможностей и выявлении затруднений возникающих у преподавателей в процессе работы с дошкольниками. Для определения пробелов в знаниях педагогов чаще всего используется метод анкетирования по вопросам экологического воспитания детей. Также этой цели служит наблюдение за мероприятиями экологической тематики, проводимыми совместно с дошкольниками – КВН, экскурсиями, конкурсами. На основании анализа анкет и наблюдений педагогический совет выстраивает дальнейшую методическую работу в ДОУ.

В заключение хочется отметить, что социальный заказ общества и государства на экологическую грамотность уже с детского возраста ставит перед педагогами ДОУ сложную задачу, для решения которой, необходимо изначально развить экологическое сознание самих педагогов.

Авторы статей, исследовавших экологическую компетентность педагогов считают, что педагоги должны понимать экологические проблемы и причины, ощущать гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию, иметь желание и готовность изменить её; проявлять профессионализм и педагогическое мастерство во владении методикой экологического воспитания, должны понимать цели и задачи работы в данном направлении.