Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Корсабашская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья »
Мастер-класс
«Учение без принуждения»
Учитель- дефектолог:
Акбирова Венера Файзьевна
2021г.
с. Корсабаш
Пояснительная записка:
Школа является важным этапом в процессе развития ребёнка. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.
Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников.
Применение игровых технологий повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Тема «Учение без принуждения»
Приветствие
Цель мастер-класса: Познакомить участников с игровыми упражнениями, приёмами применяемыми на уроках для развития активизации познавательных процессов у учащихся.
Задачи мастер-класса:
передать свой опыт на примере комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
показать практическую значимость занятий, исходя из собственного опыта и наработок;
убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать такие методы, приёмы, формы и технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности ребёнка. Ребенок с ограниченными возможностями интеллекта, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения наших детей в социум. Воспитание и обучение детей требует большого педагогического мастерства, особых методов. У них крайне слабо развиты психические функции: память, внимание, восприятие, а особенно мышление, оно у наших детей на очень низком уровне, что ведёт к плохому усвоению учебной программы.
Главная задача педагога:
облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного процесса;
создать для каждого ребёнка на своём уровне обучения ситуацию успеха;
сделать процесс обучения занимательным, увлекательным и разносторонним.
Детей учу без « принуждения», я считаю, только игра способна плавно, не «насильственно» включить «особого» ребёнка в мир познания. Ни для кого не секрет, что дети учатся играя. Использование игр для меня стала палочкой-выручалочкой в учебно-воспитательном процессе. Только игра может поднять интерес к учёбе. И тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, увидеть их применение на практике.
игра:
-помогает активизировать деятельность ребенка;
- развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление;
- поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Игра делает процесс обучения - развивающим, занимательным для ребенка.
Игра – это творчество, игра –это труд.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеурочное время, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, и систематизируют полученные знания.
Игровые технологии обучения, на мой взгляд, являются наиболее эффективными в плане развития познавательных интересов у учащихся и позволяют успешно решать следующие педагогические
Задачи:
Развитие интереса к учёбе;
Обеспечение психологического комфорта процесса обучения;
Развитие творческих способностей;
Облегчение процесса усвоения учебного материала.
Практика показывает, что уроки с использованием игровой деятельности, неожиданных моментов, ситуаций, делают увлекательным, развивающим, учебный процесс для наших детей.
Психологи доказали:
-в игре интенсивно развивается психика;
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, воображение;
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание;
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Поэтому следует помнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас своими знаниями.
Начало урока начинаю с психологического настроя:
это могут быть:
- игровые стихи;
-кричалки;
- рифмованное начало урока;
- элементы театрализации;
- загадки;
Игры, игровые приёмы, занимательные задания можно использовать в начале урока, в середине, и в конце урока; при закреплении пройденного материала, при изучении нового материала.
Они оживляют урок, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность, дети сознательно усваивают учебный материал.
«Шифровальщики»
Данный вид упражнений предусматривает работу детям с символами, шифрами, кодами.
1) нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква
Первое слово: 5, 2,7, 1, 3, 2,
Второе слово: 8, 5, 4, 9, 4, 6, 1, 3, 2.
Каждому числу соответствует определённая буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
и а н о м д л с р
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
и | а | н | о | м | д | л | с | р |
Искомые слова: малина, смородина
У детей формируется абстрактное мышление, внимание, орфографическая зоркость.
Думай, смекай, отгадывай»
Внимательно посмотри и назови два слова
* | | * | | * | | * | | * | | |
п | у | е | ч | н | е | а | н | л | и | к |
| * | | * | | * | | * | | * | * |
Искомые слова: пенал, ученик
Использование игрового приёма развивает внимание, логику, зрительную память, орфографическую зоркость, развивает связную речь.
В работе над словарными словами использую приём «Утонули буквы», развивает у детей сосредоточенность, внимание, логическое мышление, развивает фонематический слух, происходит развитие языкового анализа и синтеза.
Медведь корова молоко малина
«Зашифрованное слово»
Данный вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,
1) Из каждого слова взять только первые слоги составить новое слово:
а) берег, серебро, дама бе -се - да
б) богатство, лото, топор бо - ло - то
в) костюм, мостик, кос - мос
Дети развивают умения систематизировать слова по определённому признаку, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас учащихся.
«Попади в цель»
«Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»
мяч | мебель |
тополь | цветок |
тарелка | насекомые |
шкаф | дерево |
пальто | одежда |
муравей | посуда |
щука | игрушка |
роза | рыба |
Данная игра развивает внимание, сосредоточенность, мышление, орфографическую зоркость, активизирует познавательную активность учащихся.
Игра «Буквы»
Для запоминания названий букв даю ребятам блок без карточек перемешиваю карточки. Ребята должны подобрать картинки, начинающиеся с той буквы, которая находится на блоке 1,2,3,4. Эта игра знакомит с буквами русского алфавита, развивает память, внимание, речь, мелкую моторику рук. Обучающиеся научатся выделять первую букву в слове и сопоставлять изображение на картинке с нужной буквой.
Также есть игры с магнитными буквами. Обучающиеся составляют слова ,слоги, подбирают к картинкам буквы, делят на звуки .
В своей работе я использую веер звуков, наглядный материал в форме домиков звуков. Ученики очень любят мозаику , домино, с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, речь, память. При изучении слов на вопросы кто и что использую паровозики. Всё познается и совершенствуется в игре, так как вся наша жизнь игра, а мы в ней актёры!
Каждый урок не обходится без презентаций и видеороликов. Самое любимое у ребят – это музыкальные физкультминутки, которые дают заряд бодрости.
После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость.
Заключение:
Учитель и ученик растут вместе.
Игровые технологии на уроках успешно позволяют расти как ученикам, так и учителю. Конфуций.
Спасибо за внимание!