«Школа вожатых»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Авторы программы:
Дорофеева Марина Александрова ,
заместитель директора по УВР,
методист МБОУ ДОД ДДТ
Чеканова Наталья Валерьевна ,
руководитель отдела, методист
МБОУ ДОД ДДТ
Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава детских оздоровительных учреждений.
Программа «Школа вожатых» рассчитана на студентов средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений города Димитровграда (возраст слушателей: от 14 лет).
Этот возраст оптимально подходит для реализации целей и задач программы, так как, во-первых, в данный период ведущим видом деятельности является деятельность коммуникативно-прагматическая, во-вторых, появляется стремление к самореализации и самодеятельности, в-третьих, определяющим фактором приоритета в выборе целевой стратегии и сферы деятельности становится творческий характер их содержания.
Цель данной программы – подготовка вожатских кадров для работы в детских оздоровительных лагерях различного вида.
Задачи программы:
помочь слушателям в принятии ценностей воспитательной среды, стиля профессиональной деятельности педагогического коллектива, в освоении культурно-образовательного пространства в условиях детского оздоровительного лагеря;
помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
обеспечить овладение слушателями базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского коллектива (ВДК) в рамках лагерной смены;
способствовать профессиональному развитию и росту слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря;
обеспечить овладение слушателями современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;
способствовать освоению необходимых психолого-педагогических и медико-профилактических знаний;
обучить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;
научить проектировать собственную педагогическую деятельность
Принципы деятельности Школы Вожатых
использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к слушателям школы и в организации обучающего процесса;
преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;
использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;
принцип технологичности профессиональной подготовки слушателей (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности педагога - воспитателя);
принцип воспитывающего взаимодействия;
принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.
Реализация образовательной программы «Школы вожатых» Дома детского творчества осуществляется через:
- лекции, семинары, практикумы;
- дискуссионные формы работы;
- тренинги и деловые игры;
- мастерские;
- работу по группам;
- демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе;
- встречи с мастерами – педагогами;
- включение слушателей в различные направления деятельности;
- творческую, практическую деятельность;
- групповое и индивидуальное консультирование слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности;
- систему диагностического, психолого–педагогического сопровождения и поддержки слушателей;
- систему аналитической деятельности на всех этапах реализации программы.
Предполагаемые результаты обучения слушателя в Школе
- принятие слушателем стиля профессиональной деятельности вожатого;
- освоение слушателями знаний и умений, необходимых для организации педагогического процесса в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены;
- позитивное отношение слушателя к здоровому образу жизни, соблюдение и демонстрация норм здорового образа жизни, владение способами сохранения и укрепления собственного здоровья;
- определение индивидуального стиля профессиональной деятельности слушателя, обусловленного специализацией в каком-либо виде деятельности или ведущим исследовательским интересом.
Умения:
Знания :
- Диагностические умения;
- Проектировочные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
- Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
- Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
- Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
- Основные приемы эффективного общения.
- Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков.
- Нормативно-правовые основы работы вожатого.
- Особенности временного детского коллектива.
- Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.
- Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ
- Игровая деятельность, возможности игры.
- Охрана жизни и здоровья детей.
Результатом практической подготовки вожатых является:
- умение планировать жизнедеятельность отряда школьников разного возраста;
- владение методами и методиками организации воспитанников в организационный, основной и заключительный периоды смены;
развитие организаторских и коммуникативных способностей будущих вожатых.
Программа обучения состоит из следующих разделов
- «Введение в профессию вожатого»;
- «Личность ребенка и детский коллектив»;
- «Детский лагерь»
- Формы и методы работы вожатого в отряде
- Технологии работы вожатого с отрядом
Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний.
Критерии оценки результатов подготовки слушателей «Школы вожатых» определяются на основе должностных обязанностей, которые дают достаточно четкое представление образа вожатого детского лагеря.
Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство МБОУ ДОД ДДТ, где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках.
Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.