СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на вебинаре "Программа "Школа вожатых"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский вебинар «Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на вебинаре "Программа "Школа вожатых"»

«Школа вожатых» Образовательная программа  дополнительного образования детей Авторы программы: Дорофеева Марина Александрова , заместитель директора по УВР, методист МБОУ ДОД ДДТ  Чеканова Наталья Валерьевна , руководитель отдела, методист МБОУ ДОД ДДТ

«Школа вожатых»

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Авторы программы:

Дорофеева Марина Александрова ,

заместитель директора по УВР,

методист МБОУ ДОД ДДТ

Чеканова Наталья Валерьевна ,

руководитель отдела, методист

МБОУ ДОД ДДТ

Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава детских оздоровительных учреждений.

Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава детских оздоровительных учреждений.

Программа «Школа вожатых» рассчитана на студентов средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений города Димитровграда (возраст слушателей: от 14 лет). Этот возраст оптимально подходит для реализации целей и задач программы, так как, во-первых, в данный период ведущим видом деятельности является деятельность коммуникативно-прагматическая, во-вторых, появляется стремление к самореализации и самодеятельности, в-третьих, определяющим фактором приоритета в выборе целевой стратегии и сферы деятельности становится творческий характер их содержания.

Программа «Школа вожатых» рассчитана на студентов средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений города Димитровграда (возраст слушателей: от 14 лет).

Этот возраст оптимально подходит для реализации целей и задач программы, так как, во-первых, в данный период ведущим видом деятельности является деятельность коммуникативно-прагматическая, во-вторых, появляется стремление к самореализации и самодеятельности, в-третьих, определяющим фактором приоритета в выборе целевой стратегии и сферы деятельности становится творческий характер их содержания.

Цель данной программы – подготовка вожатских кадров для работы в детских оздоровительных лагерях различного вида.

Задачи программы:

помочь слушателям в принятии ценностей воспитательной среды, стиля профессиональной деятельности педагогического коллектива, в освоении культурно-образовательного пространства в условиях детского оздоровительного лагеря;

помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;

обеспечить овладение слушателями базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского коллектива (ВДК) в рамках лагерной смены;

способствовать профессиональному развитию и росту слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря;

обеспечить овладение слушателями современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;

способствовать освоению необходимых психолого-педагогических и медико-профилактических знаний;

обучить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;

научить проектировать собственную педагогическую деятельность

Принципы деятельности Школы Вожатых использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к слушателям школы и в организации обучающего процесса; преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими; реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей; использование творческого подхода в организации образовательного процесса; принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения; принцип технологичности профессиональной подготовки слушателей (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности педагога - воспитателя); принцип воспитывающего взаимодействия; принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.

Принципы деятельности Школы Вожатых

использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к слушателям школы и в организации обучающего процесса;

преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;

реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;

использование творческого подхода в организации образовательного процесса;

принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;

принцип технологичности профессиональной подготовки слушателей (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности педагога - воспитателя);

принцип воспитывающего взаимодействия;

принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.

Реализация образовательной программы «Школы вожатых» Дома детского творчества осуществляется через: лекции, семинары, практикумы; дискуссионные формы работы; тренинги и деловые игры; мастерские; работу по группам; демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе; встречи с мастерами – педагогами; включение слушателей в различные направления деятельности; творческую, практическую деятельность; групповое и индивидуальное консультирование слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности; систему диагностического, психолого–педагогического сопровождения и поддержки слушателей; систему аналитической деятельности на всех этапах реализации программы.

Реализация образовательной программы «Школы вожатых» Дома детского творчества осуществляется через:

  • лекции, семинары, практикумы;
  • дискуссионные формы работы;
  • тренинги и деловые игры;
  • мастерские;
  • работу по группам;
  • демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе;
  • встречи с мастерами – педагогами;
  • включение слушателей в различные направления деятельности;
  • творческую, практическую деятельность;
  • групповое и индивидуальное консультирование слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности;
  • систему диагностического, психолого–педагогического сопровождения и поддержки слушателей;
  • систему аналитической деятельности на всех этапах реализации программы.
Предполагаемые результаты обучения слушателя в Школе принятие слушателем стиля профессиональной деятельности вожатого; освоение слушателями знаний и умений, необходимых для организации педагогического процесса в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены; позитивное отношение слушателя к здоровому образу жизни, соблюдение и демонстрация норм здорового образа жизни, владение способами сохранения и укрепления собственного здоровья; определение индивидуального стиля профессиональной деятельности слушателя, обусловленного специализацией в каком-либо виде деятельности или ведущим исследовательским интересом.

Предполагаемые результаты обучения слушателя в Школе

  • принятие слушателем стиля профессиональной деятельности вожатого;
  • освоение слушателями знаний и умений, необходимых для организации педагогического процесса в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены;
  • позитивное отношение слушателя к здоровому образу жизни, соблюдение и демонстрация норм здорового образа жизни, владение способами сохранения и укрепления собственного здоровья;
  • определение индивидуального стиля профессиональной деятельности слушателя, обусловленного специализацией в каком-либо виде деятельности или ведущим исследовательским интересом.
Умения: Знания : Диагностические умения; Проектировочные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности; Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности) Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода) Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности) Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)  Основные приемы эффективного общения. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков. Нормативно-правовые основы работы вожатого. Особенности временного детского коллектива. Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней. Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ Игровая деятельность, возможности игры. Охрана жизни и здоровья детей.

Умения:

Знания :

  • Диагностические умения;
  • Проектировочные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
  • Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
  • Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
  • Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
  • Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
  • Основные приемы эффективного общения.
  • Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков.
  • Нормативно-правовые основы работы вожатого.
  • Особенности временного детского коллектива.
  • Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.
  • Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ
  • Игровая деятельность, возможности игры.
  • Охрана жизни и здоровья детей.
Результатом практической подготовки вожатых является: умение планировать жизнедеятельность отряда школьников разного возраста; владение методами и методиками организации воспитанников в организационный, основной и заключительный периоды смены; развитие организаторских и коммуникативных способностей будущих вожатых.

Результатом практической подготовки вожатых является:

  • умение планировать жизнедеятельность отряда школьников разного возраста;
  • владение методами и методиками организации воспитанников в организационный, основной и заключительный периоды смены;

развитие организаторских и коммуникативных способностей будущих вожатых.

Программа обучения состоит из следующих разделов «Введение в профессию вожатого»;  «Личность ребенка и детский коллектив»; «Детский лагерь» Формы и методы работы вожатого в отряде Технологии работы вожатого с отрядом Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний.

Программа обучения состоит из следующих разделов

  • «Введение в профессию вожатого»;
  • «Личность ребенка и детский коллектив»;
  • «Детский лагерь»
  • Формы и методы работы вожатого в отряде
  • Технологии работы вожатого с отрядом

Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний.

  Критерии оценки результатов подготовки слушателей «Школы вожатых» определяются на основе должностных обязанностей, которые дают достаточно четкое представление образа вожатого детского лагеря.

Критерии оценки результатов подготовки слушателей «Школы вожатых» определяются на основе должностных обязанностей, которые дают достаточно четкое представление образа вожатого детского лагеря.

Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство МБОУ ДОД ДДТ, где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках.

Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство МБОУ ДОД ДДТ, где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках.

Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.