Выступление на заседании ШМО учителей - предметников по теме:
«Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО».
Современная система образования в первую очередь ориентируется на индивидуальный подход к ребенку. На этом строится формирование полноценного образовательного процесса. Отметим, что то или иное нормирование в первую очередь призвано рационализировать, упростить процесс, в то время как учет индивидуальных особенностей каждого участника процесса создает определенные трудности для полноценной реализации. Таким образом, внедрение ФГОС призвано, в первую очередь, облегчить труд педагогов, и в то же время создать условия для максимально эффективного учебно-образовательного процесса.
Тем не менее, говоря об индивидуальном подходе, необходимо отдельно остановиться на специфике работы с одаренными детьми. Особое внимание к данной категории детей обусловлено в первую очередь современным социальным запросом, общественными потребностями, а также собственно, требования, предъявляемыми ФГОС. Уже с начала текущего тысячелетия считается, что наиболее продуктивным становится человек, чье мышление способно выходить за имеющиеся рамки и границы, который способен к нестандартному мышлению. Таким образом, появление особого направления в учебно-воспитательном процессе, учитывающем специфику работы с одаренными детьми, становится весьма и весьма закономерным процессом.
Для того, чтобы более детально остановится на особенностях данного направления учебно-воспитательного процесса, необходимо в первую очередь очертить круг детей, которые считаются одаренными. Так, согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ: « Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Как мы видим, речь идёт об определенных достижениях в той или иной области, в остальном же, такие дети не принципиально отличаются от своих сверстников.
Как ни странно, к настоящему дню, имеет место проблема классификации и выявления одаренных детей, а также глубокого понимания специфики работы с таким ребенком.
Итак, классификация одаренности детей возможна по трем признакам:
1. Явная одаренность ребенка. Такие дети постоянно на виду, в обсуждениях педагогов и родителей. Их способности настолько бросаются в глаза, что их невозможно игнорировать. Отметим, что таких детей, как правило, очень мало на общем фоне учеников.
2. Возрастная одаренность ребенка. Такой тип одаренности характеризуется в первую очередь наличием тех или иных выразительных способностей в определенном возрасте. В процессе взросления или перехода на новый этап развития, особенности развития нивелируются, исчезают. Такие дети со временем вливаются в общий поток учащихся и не выделяются на их фоне.
3. Скрытая одаренность. Несомненно, в рамках обучения в общеобразовательном учреждении можно смело говорить о выявлении определенных способностей, с которыми непосредственно связан учебный процесс. В то же время существует целый пласт достижений, которые не могут (и не должны) быть оценены в рамках школьной программы. Такого рода одаренность накладывает определенный отпечаток на личность ребенка, но не может быть должным образом оценена педагогами общеобразовательного учреждения.
Выделяют несколько видов одаренности:
Академическая. В школе ребёнку с лёгкостью даются гуманитарные и точные науки.
Психомоторная. Подразумевает нестандартные возможности тела: то, чему другие дети учатся годами, одарённые малыши способны освоить за несколько занятий.
Интеллектуальная. Высокий умственный уровень развития, повышенная наблюдательность, концентрация внимания и способность анализировать информацию.
Творческая. Заключается в способности выдвигать новые идеи, изобретать, или же способности блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Художественная. Подразумевает высокие достижения в области творчества и мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актёрские способности.
Практическая. Подразумевает знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.
Социальная (лидерская). Порождает наличие качеств лидера, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме.
Коммуникативная. Подразумевает наличие у ребёнка выраженных ораторских качеств.
Духовно-ценностная. Одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Таким образом, как мы видим, существует определенное разделение среди субъектов учебно-воспитательного процесса. В то же время, говоря о работе с одаренными детьми, речь идет не только о том, чтобы развивать тех детей, которые демонстрируют определенные способности в рамках школьной программы, но о гораздо более обширном количестве. Не вызывает сомнений тот факт, что с рождения у абсолютного большинства людей есть те или иные особенные способности, которые с возрастом, в силу невостребованности, исчезают. В то же время, одаренные дети способны к принятию нестандартных решений, могут работать в непривычных условиях, проявлять незаурядную трудоспособность. Таким образом, важно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы в целом, в результате грамотного педагогического воздействия, вырастить полноценную, развитую личность.
А на этом этапе педагогического взаимодействия с одаренными детьми, мы сталкивается со специфическими сложностями с другой стороны. Их можно условно разделить на несколько составляющих.
1. Вытекает из вышесказанного. Речь идет о выявлении одаренных детей в общем потоке. В рамках начальной школы, когда один учитель ведет несколько предметов, в большей степени, возможно, говорить о выявлении данной категории детей. Что же касается старших классов, то учителя-предметники в первую очередь ориентируются на поведение ребенка на своих занятиях. В то же время существует определенный набор признаков, отличающих одаренных детей. Так, в рамках обучения иностранному языку становится возможным говорить не только об уровне развития памяти и внимания, но и об умении реагировать на стрессовую ситуацию нестандартного диалога.
2. Подготовка кадров для полноценного общения с одаренными детьми. В настоящее время учет специфики работы с такими детьми не является приоритетным в процессе обучения будущих преподавателей и учителей. В то же время, для эффективного взаимодействия, необходимо своего рода отступления от некоторых стандартов и правил, ведь одаренные дети, в первую очередь, тем и отличаются от основной массы, что имеют непривычную, нестандартную реакцию и необычные решения на привычные постановки вопросов. При этом отдельно необходимо остановиться на подготовке учителей-предметников, которые имеют возможность выявления одаренных детей в рамках своего учебного процесса. Как известно, детям с особыми способностями часто предлагаются более сложные задания. В то же время, особенно на ранних этапах обучения в школе, рано говорить о полноценном самостоятельном обучении ребенка. Такой «экстенсивный» подход далеко не у каждого ребенка станет способствовать развитию его талантов. С другой стороны, для педагога, работающего с одаренными детьми не должно существовать жестких рамок и границ, важно, чтобы он мог без сожаления отбросить любое педагогическое решение или находку, как только станет понятно, что она не действует или действует не корректно.
3. Специфика работы с одаренными детьми заключается не только в индивидуально-личностном подходе, но и в том, чтобы не оставлять без внимания остальную группу детей. Таким образом, педагогическое воздействие возможно в двух направлениях:
- учебная деятельность;
- внеклассная работа.
Если в рамках первой формы взаимодействия между педагогом и детьми необходимо говорить в первую очередь о направленном воздействии в рамках освоения школьной программы, о необходимости опираться на соблюдение заданных установок, то именно второе направление деятельности открывает широчайшие возможности. Собственно, именно оно в полной мере отвечает требованиям ФГОС второго поколения, когда полноценно развивающая личность школьника имеет возможность всестороннего развития. Отметим, по словам Овчинниковой Я.Н., существует несколько основных форм и методов работы с одаренными детьми:
-использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
-отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях». Такой подход видится нам вполне обоснованным и эффективным. Существенным представляется тот факт, что именно в области научного познания, эксперимента особо развиваются творческие способности. В тех случаях, когда ребенок самостоятельно ищет решение поставленной научной проблемы, у него развиваются навыки критического мышления. Очевидно, что работа с одаренным ребенком это не только развитие тех или иных его навыков и умений, развитых у него в большем, чем у сверстников объеме, речь идет о развитии речи, памяти, логического и критического мышления, особого подхода к социализации.
Следует заметить, что именно внедрение тех или иных стандартов в обучении, а также наличие тех или иных критериев, по которым оценивают способности ребенка, как раз и позволяют выявить его одаренность. Если ФГОС предыдущего поколения настаивал в первую очередь на наличии определенных, описанных знаниях-умениях и навыках, то уже в наши дни основой педагогического взаимодействия является развитие личности разносторонней, индивидуальный подход к каждому участнику процесса.
Итак, в рамках внедрения общих образовательных стандартов, необходимо уделять особое внимание детям, которые отличаются теми или иными способностями, при этом основной ценностью перестают быть те или иные суммы сведений, а также набор навыков, но умение находить решение в нестандартной ситуации, задавать правильные вопросы, иметь критическое мышление. Важна мотивация на проявление инициативы, отказ от боязни за свои решения, возможность принимать самого себя в своей уникальности. При таком и только таком подходе возможно создание своеобразного «инкубатора», в котором максимально эффективно развивается личность ребенка.
Отметим, что при таком запросе, работа учителя представляется весьма сложным и постоянно развивающимся процессом. Педагог должен в полной мере ориентироваться в современных направлениях научного знания относительно одаренных детей в психологии и педагогике. Более того, требуется постоянное взаимодействие с родителями, администрацией школы, другими учителями. Важно не забывать в то же время и о личности ребенка, который несмотря на всю свою одаренность, в первую очередь, конечно же, остается ребенком.
Список использованной литературы
Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17.
Борисова Т.И. Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/rabota-s-odarennimi-detmi-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-1770694.html Дата входа 01.10.2017
Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
Дохтова Э. Д Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rabota-s-odariennymi-diet-mi-kak-odno-iz-prioritie.html Дата входа 01.10.2017
Овчинникова Я. Н. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС – Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-rabota-s-odarennimi-detmi-v-usloviyah-realizacii-fgos-1164572.html Дата входа 01.10.2017
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.
8