МБОУ «Чувашскомайнская основная общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан»
Выступление
по теме:
«Духовно – нравственное воспитание на традициях родного края»
Работу выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «Чувашскомайнская ООШ»
Петрова Людмила Геннадьевна
2020
Оглавление
стр.
Введение 3
Основная часть 4 - 6
Заключение 7
Список литературы 8
Приложения 9-10
Введение.
Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отражаются все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики.
Чувашская земля, родимый край
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян.
Живёт тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережёт,
Жемчужину преданий и традиций!
Основная часть.
У каждого человека есть свой родной край – место, где он родился, где живут и работают его родители, бабушки и дедушки. Для меня мой родной край – это село Чувашская Майна, Алексеевского района Республики Татарстан. Почему? Потому что, здесь я родилась, живу и живут мои родители, бабушки и дедушки и все мы разговариваем на родном (чувашском) языке. Свои первые музыкальные впечатления получила от мамы и от учителей.
Одно из замечательных качеств чувашской песенной мелодики – проникновенная эмоциональная отзывчивость, чуткость, что вызывает гибкие интонации. Музыка чувашских народных песен – неисчерпаемое мелодическое богатство. Они пленяют своей эмоциональной отзывчивостью, чистотой и ясностью чувства и глубокой художественной правдивостью. В них отражены и суровая школа жизни народа, и философское раздумье о Народные музыкальные традиции тоже «культурная память» народа, не опредмеченная, но живущая, пока жив человек, тем более, что одним из главных признаков бытования народной музыки является устная природа. От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы, праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось передать в дар следующему поколению. В этом усматривается воспитательная сторона, так как люди передавали друг другу красоту их мироощущения, чтобы дети тоже видели это, «жили и воспитывались по законам красоты пережитом, мысли и думы, чувства. Чувашская народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни. Обычно такие песни сосредоточенные, философски-этические пели взрослые, мужчины и женщины, а дети слушали. Песня является одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики. Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных музыкальных культур. Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности. Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения в поколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От дедов пришла она", - говорят чуваши о песне. Музыка и песня украшают жизнь чувашина, облагораживают отношения людей друг с другом. В музыке издавна чувашин видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека. Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…" В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость. И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души.
В своем выступлении предоставляю фотографии детского фольклорного коллектива нашей шолы «Сеспель» -«Подснежник». (Приложение 1), а также «Шусем» - «Рассвет» (Приложение 2) - взрослый коллектив (СДК). Благодаря фольклорным коллективам в нашем селе сохраняются традиции чувашского народа. Ежегодно проводится праздник «Масленица», «Уяв».
И мне есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы и наши села. Но самое главное богатство – это люди, мастера музыкального искусства, а если проще - мои земляки.
Заключение.
Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Издавна славится чувашский народ своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни чуваш обращают на себя внимание выразительными интонациями.
Чувашская народная песня до сегодняшнего дня хранит в себе традиции. И продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским народом по сей день.
Литература:
Вагапов А. С., Вагапов Н. Г. Акатуй. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1979 – Шупашкар. Чăваш кĕнеки издательстви. 2195. С. 87.
Ильгачева Р. И. Чувашкие народные песни для детей. Методическое пособие для классной и внеклассной работы. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 2008.
Кондратьев М. Г. Народное музыкальное искусство Чувашии. – Научно-исследовательский институт языков, литературы, истории и экономии при Совете Министров Чувашской ССР, 1991.
4. Г.Ф.Юмарт «Чаваш халах самахлахе»,Чебоксары 2003г.
5. Краеведческий материал из школьного этнографического музея.
Приложение 1
Приложение 2