СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: " Эффективные приемы запоминания лексики на уроке немецкого языка" Филиал "МБОУ Славгородская СОШ - Архангельская ООШ"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад - выступление по актуальной теме: "Эффективные приемы запоминания лексики на уроке немецкого языка"

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: " Эффективные приемы запоминания лексики на уроке немецкого языка" Филиал "МБОУ Славгородская СОШ - Архангельская ООШ"»

Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка (из опыта работы).

Обучение лексической стороне речи является неотъемлемой частью изучения немецкого языка. Вспоминая наше детство , когда нам открывалось все новое и интересное, что находилось вокруг нас, это все завораживало и притягивало, как магнит. Тот же процесс происходит с детьми , которые начинают изучать немецкий язык. Кажется необычным и завлекательным , что известные нам предметы и явления наши сверстники , живущие в других странах, называют по-другому. Начиная изучать немецкий язык , ребенок уже имеет некий опыт познания но, по-прежнему, готов открывать для себя новый мир. Процессы , происходящие во внутреннем мире ребенка заставляют его непосредсвенно искать главную движущую силу познавательного процесса. Весь процесс происходит латентно. Хорошо , когда рядом с ребенком верные и готовые помочь люди, но зачастую бывает и наоборот. Психологи выделяют 4 вида памяти: 1- двигательную, 2-образную, 3 –словесно-логическую,4- эмоциональную. Но зачастую происходит так, что у детей не развит полностью не один вид памяти , это происходит по многим причинам , начиная с физиологического и заканчивая родительским невежеством и невнимательностью к собственным чадам, отсюда и начинаются проблемы.

Существует множество причин по которым учащиеся не могут запомнить информацию. Основными причинами являются следующие моменты: 1- недостаточная концентрация внимания, 2-несоблюдение основных законов памяти, 3-сложность самой информации для запоминания, также плохая ее организация. 4- слабо развитая природная память. Помимо данных причин в современных условиях в обучении немецкому языку существует ряд проблем: - рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации;- маленькое количество учащихся в классе, невозможность разделиться на группы;- низкий уровень развития общеучебных навыков;- плохая успеваемость почти по всем предметам; - отсутствие устойчивых интересов;- плохо развитая память;- рост числа учащихся с девиантным поведением и неустойчивой психикой. При вводе активной лексики по теме авторы учебников зачастую не учитывают проблему запоминания лексики, фраз, грамматики. При изучении нового материала иногда дается более 20 новых лексических единиц, которые ученик не может усвоить. Все данные причины и проблемы осложняют и затормаживают весь учебный процесс, когда в одночасье нужно поддерживать темп урока и соблюдать структуру урока, и необходимо работать на слабого и сильного ученика одновременно.

Своей одной из приоритетных задач как учителя я вижу развитие и сохранение положительной мотивации изучения немецкого языка и организации урока таким образом, чтобы процесс усвоения словарного состава проходил максимально эффективно, подвижно, интересно. Учащимся необходимо усвоить достаточно большой объем лексики, поэтому учителю необходимо владеть разнообразными приемами запоминания и формами работы с лексическим материалом. Мне хочется начать с понятия «прием»- это путь , способ достижения поставленной цели. Начну с самого простого. Одним из трудных моментов в изучении немецкого языка как иностранного является запоминание артиклей существительных. Для запоминания можно использовать следующий прием. Я представлю небольшой мастер-класс. Чтобы наиболее быстрее запомнить обучающимся артикли существительных 1 нужно закрепить на стенах кабинета карточки с артиклями, а учащимся карточки со словами без артиклей. Задача: подойти к тому артиклю, как ты думаешь слово, которое имеется на твоей карточке. После того, как учащиеся найдут свои артикли , они должны показать карточку со своим словом остальным и произнести слово с артиклем. «Такая прогулка» может использоваться и как физминутка. 2 В своей практике с самого начала изучения немецкого языка я использую цветовую гамму: синий мел, маркер муж. род, красный- жен. род, зеленый- сред. род, желтый- множ. число. Используя цветовую гамму, можно запоминать слова следующим образом: книга, доска, стол; подготовить лексические карточки: написать, напечатать слова ,необходимые для запоминания разным цветом по-русски, потом учитель держит в руках веер лексических карточек, таким образом, чтобы учащиеся не видели написанных на карточках слов, подходя к учащемуся учитель предлагает взять одну из карточек на выбор. Задача: перевести слово на карточке на немецкий язык. Цвет помогает запомнить , а потом вспомнить артикль немецкого слова. При необходимости можно напомнить :Wie war das Wort? Blau? Rot? Oder grun? 3 Обучающимся нравится следующая игра «Лексический кубик». Для изготовления данной наглядности нужен кий обычный детский кубик на плоскости которого с помощью скотча прикреплены картинки ,которые изображают предметы или действия, названия которых необходимо выучить. Задача: поймай кубик и назови то, что изображено на плоскости кубика, которая смотрит на него. 4 Охотно дети играют в следующую игру «Das Klapperspiel», которая используется при формировании грамматических, фонетических, лексических навыков. Игра проводиться в форме эстафеты . Для игры необходима таблица с картинками или словами для перевода. Необходимо иметь 2 мухобойки , разделить детей на 2 команды, построить детей в колонну ( в рядах , между партами) друг за другом, первым в колоннах дать по мухобойке. Задача: учитель называет слово и те, у кого в руках мухобойки, бегут к доске с таблицей и хлопают по слову, по картинке. Рекомендую использовать мнемонический прием. Мнемоника_- это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Ассоциирование- это связывание одного элемента с другим, при котором появление сознании одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциативные связи лежат в основе мышления, памяти, творчества, воображения. Ассоциативный (мнемонический прием) реализуется через ассоциативные образы, которые связаны каким-то общим признаком .1Ассоциативная связь может быть по: цвету schwarz-weiss, месту расположения nah, форме quadrat, звучанию Eine lange Schlange ringlet sich um eine lange Stange, действию turnen, springen, malen, вкусу suess, материалу die Tuer, назначению die Klasse, die Turnhalle, размеру gross – klein.2 Das Ketttenspiele – игра по цепочке. Задача: учителем задается слово, например: Die Lehrerin учащийся должен вспомнить слово на букву «N», причем вместе с артиклем и так далее. Данную форму работы можно использовать как фонетическую работу для отработки произношения звуков, лексики или закрепление лексического материала по какой-либо теме. Безусловно всегда запоминающее и интересно помогает наглядность при введении новой лексики, при отработке лексических понятий и соответственно при закреплении лексического материала. Наглядность может быть бумажного типа, а также различные игрушки , герои детских немецких сказок, книг, атрибуты, носящие поучительно-воспитательный характер. Музыкальное сопровождение тоже имеет место быть, сам тон и ритм учителя может тоже облегчить процесс запоминания. Например: Нier im Hofe leben alle, links ein Pferd in einem Stalle , Eine Kuh das kleine Lammchen, Schafe und das rote Kalbchen, Schweine Ziegen sind auch dort, Niemand lauft vom Hofe fort, Karo Muzi und die Maus, Jeder hat ein schones Haus. Итак работа над стихотворением будет проходить так: те слова , где находятся названия животных нужно изобразить тот звук, который издает данное животное, либо пропеть названия животных. Детям очень импонирует песенка отца Абрахама, используя данную песенку можно ввести , отработать и закрепить новый материал по той теме , что вам необходимо, а также можно использовать как физминутку. Vater Abraham hat sieben Sohne Hat sieben Sohne Vater Abraham Und sie sassen Und sie assen Und sie singen nur ein Lied «Rechte Hand Linke Hand 1 2 3 Rechtes Bein Linkes Bein Rechte Schulter Linke Schulte Und der Kopf dabei Und der Poo dabei 1 2 3». При работе с текстом, где зачастую встречается огромное количество наша работа с детьми строиться следующим образом: 1 мы начинаем с выбора лексики , похожей по звучанию и написанию на русские слова: Museum Theater Apotheke , Kuche , Karte, Still, Storm, 2 особое внимание уделяем словам французского произношения: Restaurant, Geni, Genre, Ingenieur, Tourist, Regisseur. Представленные приемы работы просты, не требуют длительной подготовки со стороны учителя, для их осуществления не нужно затрачивать много времени на уроке и не нужно затрачивать много средств для учителя и в свою очередь данные приемы помогают наиболее эффективно и качественно « разложить по полочкам в головушках детей лексический материал» воспроизвести его при необходимости , позволяют снять напряженность на уроке , поддерживать интерес к учению. И ,конечно же мне хочется пожелать вам удачи в своих начинаниях , усидчивых и послушных учеников и чутких родителей , и то , каким пройдет наш урок первостепенно зависит от нас самих, от нашей методической подкованности, от учительской прозорливости и даже от типа темперамента учителя, от желания самого учителя. Амар Хайям –гарик. Желание множество возможностей , а нежелание множество причин. Удачи!