Методические рекомендации для написания сочинения-рассуждения на основе понимания цитаты из текста (9.2)
Русский язык является основной дисциплиной для учащихся школ в Российской Федерации. С момента введения основного государственного экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся стала одной из самых актуальных.
Давно доказано, что успешность человека связана с умением применять полученные знания. Важно научиться грамотно писать, но не менее важно понять особенности основного государственного экзамена по русскому языку. Во многом, введение такой формы экзамена связано с более эффективной подготовкой учащихся к переходу на последующую ступень обучения.
Подготовительный этап работы над сочинением-рассуждением 9.2
Для успешного написания сочинения 9.2 учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения.
Отдельно необходимо вспомнить о роли абзацев в тексте. Подсчитываем, что в сочинении должно быть не менее трёх абзацев, а лучше, если их будет 4. Говорим о том, что за отсутствие абзацев в сочинении снимаются баллы.
Следующее, с чем мы должны обязательно познакомить детей на начальных этапах работы с каждым видом сочинений, это критерии оценивания заданий . Это надо сделать обязательно, ведь ребята, как и мы, должны понимать, по каким критериям эксперты будут оценивать их творческие работы.
Считаю также, что облегчат девятиклассникам написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Работа с каждым видом сочинения-рассуждения строится на материале конкретных текстов, взятых мною на известных сайтах: фипи, решу огэ, и др.
Алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению по типу ОГЭ.
1. Чтение предложенной цитаты.
2. Определяем основную мысль высказывания. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
3. Чтение текста, где нужно найти 2 примера-доказательства. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.
Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.
4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
5. Составляем план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы). Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 4. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
6. Написание текста, соблюдая объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. Это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод)!
7. Когда сочинение написано, можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.
8. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание сочинения в чистовик.
Работа над заданием 9.2 (сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста)
Задание 9.2 проверяет умение самостоятельно истолковывать (т.е разъяснять, раскрывать) смысл главного фрагмента текста.
Как правило, это предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
Обратимся к композиции сочинения 9.2.
План сочинения-рассуждения:
1. Вступление. 1 абзац: Во вступлении ты должен сформулировать тезис, для этого:
• объясни, как ты понимаешь смысл фрагмента текста;
• вырази собственное отношение к содержанию высказывания (с позицией автора сложно не согласиться, если он говорит о ценности каких-либо нравственных категорий).
Здесь закладывается та мысль, которую надо доказывать, а доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац не переписывать. Начинать сразу с понимания:
Смысл данного высказывания я понимаю так: … Автор утверждает, что … Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.
2. Основная часть.
В основной части приведи 2 примера из текста, подтверждающие твой тезис, и прокомментируй их:
Абзац 2: аргумент-пример № 1 из текста + комментарий; Первый пример и его роль в тексте.
Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы:
• почему Вы выбрали именно это предложение?
• что в нем говорится?
• как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?
Получается: В предложениях … приводится неоспоримое доказательство того, что
Абзац 3: аргумент-пример № 2 из текста + комментарий. Второй пример и его роль в тексте
Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.
3. Заключение. Абзац 4: Сделай вывод, подтверждающий заданный тезис.
Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.
А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:
Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется, …
Внимание!
Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.
Отмечаю, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.
Для более гладкого перехода от одной части сочинения к другой можно также использовать речевые клише, характерные для данного вида сочинений. Во многом они будет подходить и для остальных сочинений-рассуждений.
Типовые конструкции для аргументации
Речевые клише к тезису:
1) - Действительно...
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
-Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
- В фрагменте произведения ...
- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
- Текст заканчивается словами: "…".
- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что - Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
- Автор показывает формирование внутреннего...
- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:
- В этом отрывке автор говорит о том, что…
- Смысл данного отрывка я понимаю так: …
- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
2) - Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.
- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.
- Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.
- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.
Речевые клише к 1 аргументу:
1)- Во-первых,...
- Давайте заглянем в текст. Вот предложение...
- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
- Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .
- Рассмотрим предложение... В нѐм говорится о том, как...
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…
- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
- Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры...
- Убедимся в этом, обратившись к тексту...
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте...
- Обратимся к тексту русского писателя...
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ...предложению из текста...
- Подтвердить данный аргумент можно примером из ... предложения текста...
- В подтверждении собственных выводов приведу пример из ... предложения прочитанного мною текста...
- Пример можно найти в предложении № …
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
2) Комментарий:
- В нём автор говорит ...
- Действительно, автор утверждает...
- Таким образом, автор считает...
- В данном предложении говорится о...
- Предложение №.. подтверждает мысль о том, что...
Речевые клише ко 2 аргументу:
1) - Следующим аргументом может служить пример из ... предложения...
- Далее следует привести пример из ... предложения...
- Пример из ... предложения может стать иллюстрацией к ....
- Во-вторых,...
- Также пример можно найти в предложении № …
- Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…
- Вот ещё одно предложение..., иллюстрирующее...
2) Комментарий:
- И мы понимаем, что....
- Нам открывается ...
- Мне ясен смысл...
- Мы убеждены в том, что...
- Это позволяет судить о том, что...
- Это говорит о том, что...
Речевые клише к выводу:
1)- Таким образом, ...
- Итак, ...
- Можно сделать вывод…
- Следовательно...
- В итоге можно прийти к такому выводу...
- В заключении можно сказать, что...
- Обобщая сказанное...
- Из этого следует, что...
- Подводя итог вышесказанному...
- Делая выводы из выше изложенных умозаключений...
- Таким образом, можно сделать вывод, что...
- Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу...
- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль... о том, что...
- Мы пришли к выводу...
- Итак, в заключении мы видим,...
- Итак, можно увидеть, что...
- В результате размышления мы пришли к выводу о том, что...
- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...
- Нам удалось доказать, что...
- Итак, можно увидеть, что…
- Нам удалось доказать, что...
- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
2) Комментарий:
- Автор убеждает нас в том ...
- Автор раскрывает перед нами смысл....
- Автор приводит нас к выводу...
Одним из приёмов подготовки к сочинению-рассуждению может быть Чтение с остановками. Его можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. В случае чтения неудачных сочинений можно предложить учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.
Подводя итог своему выступлению, я хочу сказать о том, что, конечно, работая над сочинением по заданному тексту, нельзя обойтись без традиционного комплексного анализа текста, без комментированного чтения и других традиционных приёмов и методов. Спасибо за внимание!