СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: «Волонтерское движение, как форма воспитания позитивных установок: "Добрая воля – доброе дело – добрая жизнь"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Волонтерское движение, как форма воспитания позитивных установок: "Добрая воля – доброе дело – добрая жизнь"»

Тема «Волонтерское движение, как форма воспитания позитивных установок: "Добрая воля – доброе дело – добрая жизнь"

Подготовила: Попикова Наталья Александровна

6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца (волонтёра). Кто же они такие, волонтеры и добровольцы? Это люди, которые абсолютно безвозмездно и на добровольной основе занимается общественной работой, принося пользу людям и государству

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. «Добрая воля и активная жизненная позиция - основные принципы волонтёрства».

В нашей образовательной организации обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие. Отставание в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.

Педагогический коллектив школы-интерната способствует успешной адаптации социализации выпускников в современное общество, максимально раскрыв их возможности. Главное, к чему стремятся педагоги в своей работе, чтобы ребёнок с различными комплексными нарушениями в развитии, не становился балластом для государства и общества, а смог жить самостоятельно и зарабатывать себе на достойную жизнь.

Поэтому педагоги используют различные образовательные формы и методы работы с обучающимися. Одна из таких форм – проектная деятельность.

В 2015 учебном году учителями методического объединения начальных классов был разработан проект волонтёрского движения «Твори Добро», цель которого пропаганда идей добровольческого труда на благо общества.

Мы считаем, что внедрение проекта волонтерского движения "Твори добро" в нашей школе на основе свободного объединения педагогов, обучающихся и родителей позволило совершенствовать межличностные отношения между всеми участниками образовательного процесса путем организации совместных мероприятий, праздников.

Данная совместная деятельность помогла приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.

Для выявления эффективности реализации проекта был проведён мониторинг, по результатам которого мы наблюдали динамику в становлении духовно-нравственной личности обучающихся младших классов, наше движение разбудило в детях желание помогать нуждающимся, соблюдать здоровый образ жизни, быть радостными и счастливыми людьми.

В 2016 году с внедрением ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был разработан АООП образовательной организации, который предусматривает овладение обучающимися определенными личностными результатами, включающими в себя овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Одной из задач АООП школы является выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др.

В 2016-2017 учебном году проект волонтерского движения «Твори добро» получил продолжение во внеурочной деятельности в 1-3 классах, результативность которой стала приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

В 2017-2018 учебном году в школе был создан волонтёрский отряд с названием «Калейдоскоп». Были утверждены Положение и Устав волонтерского отряда, создана эмблема отряда, придуман девиз. В ходе активной работы отряда обучающиеся вместе с педагогами обсудили качества, которыми должен обладать волонтёр (Культурный, Активный, Любознательный, Естественный, Искренний, Доброжелательный, Отзывчивый, Справедливый, Коммуникативный, Ответственный, Предприимчивый).

Перед отрядом были выдвинуты следующие задачи

1. Активизировать обучающихся в волонтёрском движении

2. Пропагандировать экологическую культуру среди обучающихся и родителей;

3. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

4. Распространять идеи и принципы социального служения среди населения;

5. Создать условия для социальной адаптации обучающегося в обществе

Ожидаемые результаты:

  • Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

  • Осознание норм и правил поведения в общественных местах и взаимоотношениях со сверстниками, с другими людьми и социальными группами

  • Приобретение опыта социальной коммуникации.

  • Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране

  • Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни

  • Осознание приоритетных нравственных основ трудового творчества, создания нового.

  • Потребность и начальные умения выражать себя в различных и

доступных видах деятельности

Волонтёры выстроили свою работу по 4 основным направлениям:

• Волонтёрство Победы

• Экологическое волонтёрство

• Событийное волонтёрство

• Социальное волонтёрство

В рамках волонтёрства Победы, обучающиеся получили опыт участия в различных видах общественно-полезной, личностно-значимой деятельности. В ходе которой проявили положительное отношение и неравнодушие к ветеранам, пожилым людям.

В рамках Социального волонтёрства обучающиеся приобрели начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности. Приобрели первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

В рамках Экологического волонтёрства обучающиеся осознали ценности экологически сообразного поведения в природе, проявили бережное отношение к окружающей среде и готовность самостоятельно поддерживать здоровый и экологически безопасный образ жизни.

В рамках Событийного волонтёрства обучающиеся получили опыт сотрудничества с людьми разных социальных групп.

Вся работа волонтёрского отряда освещалась в средствах массовой информации.

Многим педагогам-волонтёрам отряда были вручены волонтерские книжки. В перспективе мы стремимся, что волонтёрские книжки получат и обучающиеся.

Мы считаем, что личная книжка волонтера – это «портфолио», которое содержит информацию об опыте волонтёра, и его умениях. В ней фиксируется трудовой стаж волонтера, его обучение и меры поощрения. Мы уверены, что данный документ-это отличная рекомендация при поступлении обучающихся в профессиональное учебное заведение.

Ожидаемые результаты деятельности волонтёрского движения оправдались. Наш отряд систематически пополняется педагогами и обучающимися. Работа в волонтёрском отряде помогает учащимся поменяться внутренне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный.

У обучающихся формируется чувство гордости за свою Родину, они овладевают навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, активно включаются в процесс коммуникации, в ходе которого происходит развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, у обучающихся формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Все это способствует формированию их жизненных компетенций.

В ходе работы волонтёрской деятельности были выявлены следующие проблемы:

1. наблюдается недостаточная компетентность педагогов в деятельности волонтерского движения

2. обучающиеся испытывают психологические трудности при выступлении в общественных местах на публику, в новом окружении.

Решение

  1. Организовать обучение педагогов активно занимающиеся волонтёрской деятельностью, которые в дальнейшем смогут провести корпоративное обучение среди педагогов-волонтёров образовательной организации.

  2. Включить в работу психологов тренинги по оказанию помощи в формировании психологической готовности обучающихся, педагогов стать волонтерами.

  3. 3арегистрировать волонтерский отряд «Калейдоскоп» в реестре добровольческих объединений и волонтёрских отрядов.

Волонтерство для детей - это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе!