«Выбор стратегии и тактики при подготовке к пунктуационному анализу предложений (задания 4,5 ОГЭ по русскому языку)»
Русский язык — один из двух обязательных предметов, по которым все ученики должны сдать ОГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.
Главная задача учителя – сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания, научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.
На данный момент педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Сегодня я хочу поделиться методами, которые использую в своей работе при подготовке к ОГЭ. Важно продумать систему работы по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Работу по подготовке к ОГЭ начинаю с пятого класса. В своей деятельности особое внимание уделяю формированию орфографических, пунктуационных навыков. У учащихся, начиная с 5 класса, заведены тетради-помощницы, где дети записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицах, схемах, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Весь материал, содержащийся в помощнице, регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке. В 9 классе, когда орфографические правила давно уже изучены, а теория по пунктуации дополняется новыми сведениями, помощница является хорошим подспорьем в повторении правил орфографии и пунктуации. На уроках регулярно провожу «синтаксические минутки», на которых разбираются с учащимися трудные моменты по пунктуации на конкретных примерах. На уроках используется и парная работа, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?
«Решаем по цепочке» (ученики одного варианта решают карточки по постановке знаков препинания в предложениях с графическим их объяснением, при этом выбирают ту карточку, которая им кажется по силам, остальные карточки передают дальше учащимся своего варианта. Таким образом решаются все заданные карточки по пройденной теме). Такая работа позволяет учащимся самостоятельно выбрать карточку, происходит дифференцированный подход обучения к учащимся.
«Составь тест по предложениям из текстов художественной литературы на определенную пунктограмму». Учащиеся самостоятельно дома выписывают предложения из текстов различных авторов на определенное правило , например , предложения с причастным оборотом и т.д. При этом работу выполняют в 2 вариантах: 1-предложения, в которых графически объяснены знаки препинания, 2- эти же предложения без объяснения постановки знаков препинания для того, чтобы эти тесты предложить в классе для работы одноклассникам.
«Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль текста и т.д.
Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ОГЭ.
При подготовке к ОГЭ использую сборник И. Цыбулько Русский язык: 36 вариантов. Рассматриваем как вариант в целом, так и по блокам: например, задание 4,5 по всем 36 вариантам, такой же принцип отработки использую и на официальных сайтах. Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся официальные сайты edu, fipi, “Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Особенности выполнения заданий 4 и 5. Пунктуационный анализ предложений.
Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение объяснить условия расстановки знаков препинания в различных типах предложений. Это задание предполагает знание правил постановки трех основных знаков препинания: запятой, тире и двоеточия.
Алгоритм выполнения задания 4
1.Прочитать приведенные в левом столбце правила.
2. Выполнить синтаксический анализ предложений из правого столбца. Отметить опасные места в каждом предложении: союзы; однородные члены и обобщающие слова ; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения; уточнения; стык частей сложного предложения ; прямую речь; пропуск главного члена предложения . Объяснить в каждом предложении расстановку знаков препинания согласно правилам пунктуации.
3. Записать номера в ответе предложений, соответствующих указанным правилам.
При выполнении задания 4 необходимо обратить внимание учащихся на то, что в ответе должны быть три цифры. Порядок цифр в ответе имеет значение: записывать их нужно в строгой последовательности под соответствующими буквами. Из пяти предложений для анализа три являются примерами для пунктуационных правил, представленных в левой колонке, а два иллюстрируют другие правила, не представленные здесь.
Задание 5 ОГЭ по русскому языку проверяет умение расставить знаки препинания в различных типах предложений.
Алгоритм выполнения задания 5
1. Выделить грамматические основы предложений.
2. Выполнить синтаксический анализ предложений из правого столбца. Отметить опасные места в каждом предложении: союзы; однородные члены и обобщающие слова; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения; уточнения; стык частей сложного предложения ; прямую речь; пропуск главного члена предложения . Объяснить в каждом предложении расстановку знаков препинания согласно правилам пунктуации.
3. Расставить знаки препинания согласно правилам пунктуации.
4. Записать в ответе цифры, соответствующие указанному знаку препинания.
При выполнении задания 5 необходимо обратить внимание учащихся на условие задания. В нем указано, что школьник должен расставить все знаки препинания в тексте, но в ответе записать цифры, где стоят только запятые (или другой знак препинания).
Ученик должен владеть огромным объёмом знаний при выполнении заданий 4 и 5: пунктуационный анализ предложений. Поэтому перед учителем стоит проблемная ситуация: как всему научить или систематизировать материал.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ОГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
Литература
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11кл. [Текст] / Т.М.Пахнова.- М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2020. – 288 с.
Безносов, Э. Классические тексты для подготовки к экзаменам. 9, 11-й классы [Текст] / Э. Безносов. – Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников №9 (680), сентябрь, 2022. – С. 30-32.
3.Шинкаренко, М.Н. Организация самостоятельной аналитической деятельности на уроках русского языка (практические советы) [Текст] / М.Н. Шинкаренко. – Русский язык и литература. Всё для учителя №8 (56), август 2022. – С. 2-3.
4.Меркин, Б.Г., Смирнова, Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. [Текст] / Б.Г. Меркин, Л.Г. Смирнова. – М.: Русское слово, 2023. – 432с.