СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление-презентация на педагогическом совете школы Тема выступления: «Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление-презентация на педагогическом совете школы Тема выступления: «Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»»

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат №7 п. Большое Исаково»















Выступление-презентация

на педагогическом совете школы

Тема выступления:

«Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»









Подготовила:

Чередниченко Н.Н.,

учитель русского языка









Ноябрь, 2018

СЛАЙД 1

Тема: Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)

СЛАЙД 2

Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Успешная социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.

Общение – важнейшее условие развития личности и творческих способностей ребенка. Оно является интегрирующей основой всех уроков и обеспечивает переход от урока – монолога к уроку живого диалога, создавая новый тип обучения через общение. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения является  развитие речи как основного средства коммуникативности. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.

СЛАЙД 3

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

«Коррекция и развитие коммуникативных навыков»

СЛАЙД 4

Введение в программу курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Обучение связной речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Речь обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью, в разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы, имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их. В ходе организации и проведения занятий по курсу «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).

Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение обучающимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку, а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим. Программа нацелена на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь, на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей как в вербальной, так и в невербальной формах. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

СЛАЙД 5

Поэтому целью данной программы является формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию связной речи. Для реализации цели я поставила следующие задачи:

  • учить строить устные связные высказывания;

  • формировать выразительную сторону речи;

  • обогащать лексический запас у учащихся.

СЛАЙД 6

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.

СЛАЙД 7

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Применение деятельностного подхода обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера; условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

СЛАЙД 8-9

Этапы реализации программы

Диагностическая работа обеспечивает выявление уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования.

Консультативная работа направлена на получение консультаций у других специалистов школы-интерната для более эффективной организации коррекционной деятельности в своём классе (с педагогом-психологом, педагогом-логопедом).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); проводится непосредственно на обязательных индивидуальных и коррекционных занятиях.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность (если того требуют другие педагоги школы-интерната) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.

Заключительная диагностическая работа направлена на выявление результатов коррекции и развития различных сторон учащихся по итогам занятий года; является отправным звеном для построения коррекционно-развивающих занятий на следующий учебный год.

СЛАЙД 10

Методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения, карточки, перфокарты;

  • диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия);

  • развивающие упражнения и обучающие игры;

  • моделирование ситуаций в ролевых играх;

  • психогимнастика.

СЛАЙД 11

Основные технологии обучения:

  • личностно-ориентированные;

  • деятельностный подход;

  • уровневая дифференциация;

  • информационно-коммуникативные;

  • здоровьесберегающие;

  • проблемное обучение;

  • развивающее обучение;

  • игровые.

СЛАЙД 12

Система работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение сложности и самостоятельности.

Структура ее может выглядеть следующим образом: слово-предложение-текст.

Традиционно с языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления:

  • работа над словом (лексический уровень);

  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому;

  • работа над связной речью (уровень текста).

СЛАЙД 13

Итак, одной из главных работ на занятии является словарная работа, которая способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

Формирование лексического запаса и грамматического строя осуществляется на занятиях с помощью правильного образца речи педагога, дети учатся понимать словесные обозначения предметов, явлений, действий и использовать их в активной речи.

Над работой со словарным словом решаю такие задачи, как:

  • обогащение словарного запаса речи обучающихся;

  • уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;

  • активизация словарного запаса речи обучающихся.

Работа над словарным словом состоит из 2-х частей:

  • словарная работа с отдельным словом (номинативная функция - конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);

  • работа по составлению предложений и рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция).

СЛАЙД 14

В работе над словом я использую различные упражнения. Среди них большое место занимают:

  • словарно-грамматические:

- подбор синонимов, антонимов;

- объяснение значения слов как прямых, так и переносных;

- работа над многозначностью слов.

  • словарно-логические:

- определение предмета на основе различных признаков;

- классификация предметов по одному из признаков или действию;

- определение третьего «лишнего» в каждой из приведенных групп слов, объединенных одним явлением лексики и т.д.

Привлечение иллюстративного материала способствует повышению качества и эффективности лексической работы. Здесь работа продумывается так, чтобы не происходила замена в дальнейшем знакомыми словами новых слов, чтобы слова употреблялись верно.

Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарем, когда обучающиеся учатся находить дополнительные лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов.

СЛАЙД 15

Главным условием работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся считаю работу над предложением.

Предложение – это основная единица речи; в связи с чем, работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью.

СЛАЙД 16

Исходя из опыта работы, считаю эффективными и результативными следующие упражнения и задания, способствующие развитию речевых и коммуникативных навыков:

  • восстановление деформированного предложения;

  • постановка учащимися вопросов к предложениям;

  • составление предложений по действиям детей;

  • составление предложений по опорным словам и картинке;

  • составление предложений по опорным предметным и сюжетным картинкам;

  • составление предложений с опорой на собственную иллюстрацию, фотографию, схему.

СЛАЙД 17

Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом как одно из условий развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на занятиях развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

СЛАЙДЫ 18 - 24

Существует множество видов работ над текстом. К ним можно отнести творческие работы: изложение и сочинение.

Использую в своей работе такие виды, как:

  • пересказ по сюжетным картинкам, расположенным в ряд или вперемешку;

  • пересказ по цепочке;

  • выборочный пересказ исходного текста;

  • восстановление деформированного текста;

  • описание предмета;

  • составление текста из предложений, данных вразбивку (не в том порядке) с опорой на картинку;

  • составление текста по вопросам;

  • составление рассказа по опорным словам: времена года, школа, улица, магазин;

  • составление рассказа по предметной картинке;

  • составление рассказов по серии сюжетных картинок с установлением их логической последовательности:

а) по демонстрационной,

б) по раздаточным;

  • составление рассказа по заданному началу или концу;

  • составление рассказа из личного опыта (по памяти) по теме.

Слайд 25

При грамотном оформлении ответа на вопрос, развёрнутого объяснения, рассуждения, использую специальные речевые опорные схемы в качестве необходимой помощи (алгоритм рассуждения), что позволяет запоминать правило ответа на любой вопрос, учит строить своё объяснение или рассуждение.

В цель таких занятий входит желание приучить детей свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, делать выводы, заключение, обобщение, выработать у них навыки самостоятельного рассказывания.

Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее, школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

С опорными схемами можно работать в парах, обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища.

Таким образом, идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.

СЛАЙД 26

Диалог - первая ступень развития связной устной речи ребенка. Диалогическая речь, как известно, предшествует развитию монологической речи и подготавливает её развитие. Дети с нарушением в развитии часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события.

На занятиях моделируются различные речевые ситуации, в которых решаются личностно и социально значимые коммуникативные задачи. Опыт общения приобретается на уроке в диалогах, в речевых играх, в драматизации. Но очень часто в жизни учащиеся сталкиваются с различными бытовыми ситуациями, которые вызывают у них затруднения. Задача учителя – подготовить своих воспитанников к общению с незнакомыми людьми, развивать у них умение ориентироваться в практической обстановке, устанавливать контакты с окружающими.

С какими бытовыми ситуациями чаще всего сталкиваются учащиеся? Прежде всего, это ситуации, связанные с умением пользоваться услугами магазинов, различных бытовых и лечебных учреждений, почтой. Это ситуации, предполагающие умение ориентироваться в городе.

На занятиях я использую такие речевые ситуации, как:

1. Если в классе установлено дежурство, то одному из участников диалога - "дежурному"- надо попросить своего одноклассника протереть столы в столовой за него, а другому участнику диалога надо найти аргументы, чтобы не мыть доску.

2. Адресант должен узнать, что делал на осенних каникулах адресат (как и где провел каникулы?), а адресат должен ответить на интересующие вопросы адресанта и задать на предложенную тему свои вопросы.

3. Один участник диалога - мама, второй - ребенок, и ребенок должен уговорить маму отпустить его погулять в соседний двор, а участник диалога - мама - должен играть роль «строгой мамы».

4. Первый участник диалога выступает в роли учителя, а второй - в роли ученика, который опоздал на урок. Учитель должен объяснит ученику, что опаздывать на уроки - это не культурно, а ученик должен придумать уважительную причину опоздания.

Выполнение таких упражнений и есть создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся,

Затем по наблюдениям за действиями ребят фиксирую результаты для последующего их анализа и оценки:

  • вступление в контакт с собеседником сразу (инициативен), или после побуждения, или не вступает в контакт (пассивен);

  • умение выражать потребность в общении: активен и самостоятелен, правильно формулирует вопрос, задает дополнительные вопросы;

  • проявленные в диалоге умения: интерес ученика в задании;

  • по способу общения: эмоциональное ведение диалога интонационная окрашенность доброжелательность агрессивность;

  • умение слушать собеседника;

  • применение в диалоге знания этикета.

С одной стороны, учитель должен показать школьникам, с чем они будут сталкиваться в жизни, а с другой – научить их конструировать предложения, необходимые для общения.

СЛАЙД 27

Одно из приоритетных мест в моей педагогической практике принадлежит игровым технологиям. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях.

В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Дидактические игры с шарадами, ребусами, кроссвордами, с загадками; игры с пословицами, поговорками, скороговорками – все это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень активности.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

В качестве основы обучения на занятиях я создаю ситуации, знакомые детям, происходившие в их жизни, входящие в круг их интересов, обеспечивающие понимание того, к кому и зачем они обращаются, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «В кабинете врача», «Иду в магазин» и др.

С учётом сниженной мотивации речевого общения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.

СЛАЙД 28

Один из видов речевой деятельности, который нацелен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь, – это аудирование и дикция. Данный вид речевой деятельности ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произносительной стороны говорения. Дети учатся отчётливо произносить звуки, слоги, слова, чистоговорки, стихотворения в соответствии с фонетическими нормами языка.

Разучивание стихотворения с голоса учителя является одним из необходимых и обязательных приемов в системе речевых упражнений с умственно отсталыми детьми, одним из испытанных средств развития речи.

Сам процесс разучивания стихотворений развивает память детей, активизирует их слуховое внимание, увеличивает объем импрессивной речи, приучает к чистому говорению, выразительному интонированию, создает благоприятные условия для преодоления речевой замкнутости у детей с нарушением интеллектуального развития.

Методически целесообразной представляется работа в три этапа:

I этап. Первичное восприятие и воспроизведение материала.

II этап. Заучивание материала.

III этап. Закрепление заученного материала.

Главная задача в работе над стихотворением - донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале я определяю, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует. И, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы - настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт.

На занятиях использую репродукции картин известных художников, аудиозаписи, мнемотаблицы.

Ролевая игра, составления диалога по картине, опорным словам, составление монолога по сюжетным картинкам помогает учащимся лучше подготовиться к дальнейшей жизни и адаптироваться в социуме.

СЛАЙД 29

Выводы. Работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков-занятий. Успешность этой работы зависит от общей организации занятия, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

Таким образом, формирование коммуникативных умений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

А коммуникативная технология обучения связной речи помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.