СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Причины дорожно-транспортного травматизма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление "причины и профилактика дорожно транспотрного травматизма"

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Причины дорожно-транспортного травматизма"»

Тема: Работа с детьми в дошкольной группе по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

Уважаемые коллеги! Сегодняшние социальные реалии настоятельно диктуют требования по организации процесса обучения детей правильному поведению на дорогах, которое необходимо начинать с раннего возраста. Ныне, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества, на переднем крае борьбы за жизнь детей вместе с родителями, стоят педагоги дошкольных учреждений. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на значительные меры, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике ещё в недостаточной мере определяются причинно-следственные связи тяжелых несчастных случаев с детьми, а также анализа низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

По примерным подсчетам — на основании статистических данных, передаваемых странами-членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в ДТП ежегодно гибнет почти 1,2 млн человек, 22% от всех случаев смертельных ДТП приходится на долю пешеходов, а телесные повреждения получают около 50 млн, что равно численности населения нескольких крупных мегаполисов или даже небольших стран. Новое исследование, проведенное Европейским региональным бюро ВОЗ “Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе”1 показало, что, в силу своей особой уязвимости дети и пожилые люди подвергаются повышенному риску погибнуть в случае дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Проблема дорожно-транспортного травматизма в России стоит особенно остро, и показатели смертности по причине ДТП являются самыми высокими в Европе. Как отмечалось на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения (26 апреля 2016 г.), в России в 2015 г. было зарегистрировано более 223,3 тыс. ДТП, в которых погибли 34 тыс. человек и получили ранения 275 тыс. В структуре смертности от внешних причин в России на долю ДТП приходится 13%. И хотя в России число автомобилей на 100 тыс. населения в 2–4 раза ниже, чем в развитых странах, смертность от ДТП почти в 8 раз выше2. В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Из общего числа ДТП 26,7% произошли по вине пешеходов. В каждом 8-м (12,2%) случае пострадал ребенок. Среди детей гибнет в среднем 6 человек на 100 пострадавших3.

При этом воспитателям ДОУ следует помнить, что их контингент (дети до 7 лет) гибнет значительно чаще, чем более старшие дети. Так, в 2016 году в России 29% детей в возрасте до 7 лет погибли в результате ДТП, для сравнения: 27,1 % - дети с 10до 14 лет, 22,9% - дети с 7 до 10 лет, 20,9% - дети с 14до 16 лет.

Статистика упрямая вещь. Мы не можем похвастаться эффективностью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Так, в Воронежской области Причины: 42 % - наезд на пешехода, 41% - столкновение. Анализ показывает, что количество дорожных травм возрастает в августе-сентябре, когда дети возвращаются с летних отпусков своих родителей, отвыкнув от интенсивного движения автотранспорта.

Отсюда, особое место в этой работе занимает постоянная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и процесс формирования у дошкольников дисциплины и навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету, а самое главное, решить задачу определения необходимого комплекса мер предупреждения подобных случаев.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в школе – формирование у учащихся навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем усвоения школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, развития у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей. Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, познавательное, речевое развитие, художественную литературу, конструирование, художественно – эстетическое развитие (изотворчество, музыку, театр). Главная цель работы педагогов ДОУ по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Она реализуется путем решения следующих задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Работа воспитателей:

Обновление и пополнение развивающей среды в группах по изучению правил дорожного движения

Чтение художественной литературы, беседы, дидактические, сюжетные, подвижные игры, направленные на повторение, обобщение и закрепление правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Оформление информации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (папки - передвижки, книжки – раскладушки и др.)

Сюжетно-ролевые, дидактические игры по правилам дорожного движения

Выставка рисунков «Наш друг Светофор» для детей и родителей

Различные викторины для детей и родителей

Консультации для родителей

Работая с детьми, мы в беседах, ролевых играх, занятиях, где изучается стихи по ПДД, других мероприятиях, останавливаемся на особо важных моментах поведения ребенка на дороге, неоднократно акцентируем внимание на наиболее распространённых причинах дорожно-транспортных происшествий. Таких как:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, обходя транспортное средство или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии тротуара дети имеют привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Мы уверены, что содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступно детям дошкольного возраста. Уже в средней группе дошкольного учреждения ребенок должен знать и представлять: 1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон; 2. фамилию, имя и отчество своих родителей; 3. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, скейтборде, роликовых коньках).

Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы, особенно в месте проживания. Знать следующие правила дорожного движения, о чем мы постоянно напоминаем детям, а именно:

1. переходить улицу только на зеленый свет светофора;

2. не играть на дороге или около проезжей части;

3. переходить улицу только по пешеходному переходу;

4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;

5. знать устройство проезжей части;

6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей;

7. знать правила поведения в транспорте;

8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

Просим родителей по дороге в детский сад или из него проводить беседы с детьми о безопасном поведении на улице, составить с ребенком план – схему «дом - детский сад – дом».

В целом, обращаемся к родителям с просьбой выработать стратеги поведения под названием: Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле!

Напоминаем родителям, что ребенок – главный пассажир! Безопасность вашего ребенка зависит от вас. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны.

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП мы предлагаем родителям несколько полезных советов.

 Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.

 Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

 Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.  Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

 При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

 Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

 Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли. Причины детского дорожно-транспортного травматизма

 Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом

 Игры на проезжей части

 Невнимание к сигналам регулирования движением

 Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий

 Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта

 Незнание правил перехода перекрёстка

 Хождение по проезжей части при наличии тротуара

 Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет

 Езда на роликах и самокатах по проезжей части

 Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Учитывая то, что ребенок перемещается в ДОУ и обратно под руководством родителей, а воспитатели могут только косвенно повлиять на практическую часть формирования правил обеспечения безопасности на дороге, даём рекомендации родителям.

Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах следующие.

По дороге в школу или из нее, проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и замечать приближающуюся опасность. При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Находясь на улице с дошкольником, родители должны крепко держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Даём советы родителям, имеющим автотранспорт и доставляющие детей в ДОУ именно на машине:

Родитель-водитель, помни! Чем больше скорость автомобиля, тем сильнее удар и серьёзнее последствия!

Малыши дошкольного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози. Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.

2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.

3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.

4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.

6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,

8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности. Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

Таким образом, профилактическая работа с детьми дошкольного возраста по предупреждению дорожно-транспортного травматизма – огромная, я бы сказала, титаническая работа двух субъектов педагогического процесса: воспитателя и родителей. Эта работа требует вдумчивого подхода, систематического характера, слаженности и терпеливости. Ведь жизнь наших детей – бесценна!!! Спасибо за внимание!

1 Racioppi F et al. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2004 г. С этим документом можно будет ознакомиться в печатном или электронном (http://www.euro.who.int/document/E82659.pdf) виде начиная с 7 апреля 2004 г.

2 Peden M., Krug E., Mohan D. et al. A 5-year WHO strategy for traffic injury prevention. — Geneva: WHO, 2001. — 23 p.; Теодоридис К.А. О состоянии дорожной безопасности в странах Европейского союза // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. — 1998. — № 3. — С. 48–53; O’Neill B., Mohan D. Reducing motor vehicle crash deaths and injuries in newly motoring countries // British Medical Journal. — 2002. — № 324. — Р. 1142–1145.

3 Теодоридис К.А. Медико-социальные аспекты дорожных мототранспортных несчастных случаев в России: Автореф. дис. … докт. мед. наук. — 2000. — 36 с. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / Под ред. Ж.П. Дешам. — Европейское региональное бюро ВОЗ, 1991. — 75 с. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / Под ред. В.Н. Кирьянова. — М.: Третий Рим, 2008. — 160 с.