МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им Шелковникова К.М.»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЯ, ЛОГОПЕДА ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ.
Доклад воспитателя дошкольной группы Тюриковой Л.В.
«Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
10 октября 2022 г.
Цель: повышение эффективности работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Повышение результативности занятий за счет проведения фонематических игр и упражнений.
Актуальность.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.
Теория и практика работы в ДОУ доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.
Повестка дня:
Обсуждение диагностики детей, поступивших в дошкольную группу школы в сентябре 2022 года.
Доклад воспитателя Тюриковой Л.В.
Присутствуют: воспитатель Тюрикова Лариса Викторовна, учитель-логопед Ялаудинова Юлия Анатольевна, педагог-психолог Иванова Анастасия Валерьевна.
Признакам нарушения фонематических процессов дошкольника считаются:
1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения звуковой структуры слова (пропуск гласных и согласных звуков, слогов, вставки звуков, перестановка звуков и слогов).
3. Нарушение дифференциации звуков на слух.
Основные задачи развития фонематических процессов:
Обучение умению выделять звук как в своей, так и чужой речи.
Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Развитие навыков самоконтроля произношения звуков.
В работе по развитию фонематических процессов важно заинтересовать ребёнка, побудить его к собственной деятельности. Мощным стимулятором является, конечно же, игра. Игры дидактические, речевые, музыкальные, логоритмические, с применением ИКТ. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Применение игровых технологий в работе воспитателя позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.
В играх мы учимся:
1. Узнавать и различать неречевые звуки.
2. Различать высоту, силу, тембр голоса.
3. Различать слоги, слова близкие по звуковому составу.
4. Дифференцировать гласные и согласные звуки.
На своих занятиях я применяю различные игры на развитие фонематических процессов.
Дракончик:
Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве.
Незнайка:
На каждом из занятий различные персонажи спорят, кто из них произносит слово правильно? Бегемот или гибемот? Шишка или Фыфка? Игра подходит для тренировки и обследования фонематического слуха.
Меткий стрелок:
В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова. Задача меткого Стрелка - выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого он называет картинки и выбирает, в какую из них надо целиться.
Угадайка:
Перед нами четыре картинки, но только к одной из них подходит схема слова. Ребенок называет все слова и сопоставляет их звучание с гласными и согласными, которые видит на схеме.
Ученый кот:
Что это? На А начинается, на С кончается, экзотический фрукт.
Бусы:
Ребенок слышит набор звуков, по которым должен догадаться, какое слово произнесено.
Подведение итогов: При регулярных занятиях с ребенком можно добиться развития фонематического слуха. Развитый фонематический слух у детей дошкольного возраста, является «секретом успеха» ребёнка первоклассника. Поэтому в дошкольной группе необходимы такие занятия с воспитателем, с логопедом и психологом.