СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление с докладом на заседании методического объединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление с докладом на заседании методического объединения»

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им Шелковникова К.М.»










МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЯ, ЛОГОПЕДА ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ.








Доклад воспитателя дошкольной группы Тюриковой Л.В.


«Развитие фонематического  слуха у детей старшего дошкольного возраста»


























10 октября 2022 г.






Цель: повышение эффективности работы по развитию фонематического слуха  у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Повышение результативности занятий за счет проведения фонематических игр и упражнений.


Актуальность.

   Для  детей с недостаточно развитым фонематическим слухом  характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. У части из них нарушено звукопроизношение  и  слоговая  структура  слов.

    Нарушения фонематического слуха  препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения  умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.

      Теория и практика работы  в ДОУ доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Повестка дня:

  • Обсуждение диагностики детей, поступивших в дошкольную группу школы в сентябре 2022 года.

  • Доклад воспитателя Тюриковой Л.В.


Присутствуют: воспитатель Тюрикова Лариса Викторовна, учитель-логопед Ялаудинова Юлия Анатольевна, педагог-психолог Иванова Анастасия Валерьевна.


Признакам нарушения фонематических процессов дошкольника считаются:

1. Нарушения звукопроизношения.

2. Нарушения звуковой структуры слова (пропуск гласных и согласных звуков, слогов, вставки звуков, перестановка звуков и слогов).

3. Нарушение дифференциации звуков на слух.

Основные задачи развития фонематических процессов:

  • Обучение умению выделять звук как в своей, так и чужой речи.

  • Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

  • Развитие навыков самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов важно заинтересовать ребёнка, побудить его к собственной деятельности. Мощным стимулятором является,  конечно же,  игра. Игры дидактические, речевые, музыкальные, логоритмические, с применением ИКТ. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе воспитателя позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

В играх мы учимся: 

1. Узнавать и различать неречевые звуки.

2. Различать высоту, силу, тембр голоса.

3. Различать слоги, слова близкие по звуковому составу.

4. Дифференцировать гласные и согласные звуки.


На своих занятиях я применяю различные игры на развитие фонематических процессов.

Дракончик:

Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве.

Незнайка:

На каждом из занятий различные персонажи спорят, кто из них произносит слово правильно? Бегемот или гибемот? Шишка или Фыфка? Игра подходит для тренировки и обследования фонематического слуха.

Меткий стрелок:

В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова. Задача меткого Стрелка - выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого он называет картинки и выбирает, в какую из них надо целиться.

Угадайка:

Перед нами четыре картинки, но только к одной из них подходит схема слова. Ребенок называет все слова и сопоставляет их звучание с гласными и согласными, которые видит на схеме.

Ученый кот:

Что это? На А начинается, на С кончается, экзотический фрукт.

Бусы:

Ребенок слышит набор звуков, по которым должен догадаться, какое слово произнесено.


Подведение итогов: При регулярных занятиях с ребенком можно добиться развития фонематического слуха. Развитый фонематический  слух у детей дошкольного возраста, является «секретом успеха»  ребёнка первоклассника. Поэтому в дошкольной группе необходимы такие занятия с воспитателем, с логопедом и психологом.