Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Курского муниципального района Ставропольского края
«С текстом на ТЫ…
(использование заданий формата PISA для формирования читательской компетенции учащихся)»
Выступление Атанасовой Ольги Ивановны учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ №5 , учителя высшей квалификационной категории на заседании районном семинаре учителей русского языка и литературы 25. 03. 2020 года |
ст. Курская
2020 год
С текстом на ТЫ…
(использование заданий формата PISA для формирования читательской компетенции учащихся)
Чем более читаете, не размышляя,
тем более уверяетесь, что много знаете,
а чем более размышляете, читая, тем яснее видите,
что знаете еще очень мало.
Вольтер
Будущее принадлежит нашим детям. А какими они станут завтра – честными, справедливыми, гуманными, милосердными или корыстными, самолюбивыми, чёрствыми – зависит от нас, учителей - словесников. Так как, работая с художественным текстом, мы имеем возможность говорить о духовно-нравственных ценностях человека.
В настоящее время проблема развитие интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает.
По данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся, идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Поэтому целью моей работы является: выявить условия успешного формирования читательской компетенции обучающихся.
Задачи :
- проанализировать теоретические, психолого-педагогические аспекты успешного формирования навыков чтения у школьников;
- обобщить и апробировать комплекс методик направленных на выявление уровня сформированности читательских умений;
- изучить влияние использования инновационных педтехнологий на процесс формирования читательской компетенции;
- систематизировать и апробировать инновационные педтехнологии;
- изучить влияние социума на уровень мотивации чтения.
Один из способов реализации компетентностного подхода - составление и использование заданий в формате PISA. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного "связывания" необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.
Итак, концепция PISA для оценки читательской грамотности учащихся к концу обязательного образования должна быть сосредоточена на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса.
В 2018 году в тест PISA включены электронные тексты, акценты сделаны на чтении множественных текстов.
Предмет измерения теста PISA-2018 отражает новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю:
Включены электронные тексты
Включен множественный текст (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников)
Оценивается способность критически оценивать информацию
Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документы
В 2018-2019 учебном году мною опрошено 57 обучающихся 6 классов
Лист опроса
1. Любишь ли ты читать?
2. Читают ли твои родители в свободное время?
3. Являешься ли ты читателем библиотеки?
4. Как часто ты читаешь в свободное время
А. каждый день Б. раз в неделю В. раз в месяц Г. свой вариант ответа Д. никогда
5. Есть ли у тебя дома книжная полка с любимыми книгами?
6. Дарят ли тебе книги?
7. Назови любимую книгу. Почему она тебе нравится?
И вот какие результаты получились (диаграмма на экране)
Высокие результаты наших десятилетних школьников в международном исследовании PIRLS и более чем скромные достижения пятнадцатилетних учащихся в программе PISA показывают, что период обучения в основной школе (5–9 классы) оказывается тем критическим рубежом, на котором мы «теряем» подростков как активных и увлеченных читателей.
При сдаче ГИА, выпускники показывали низкий уровень развития читательской компетенции при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования, даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании суждений.
Моя обязанность – помочь обучающимся 5-9 классов сформировать читательские навыки.
Проблема, которую мне необходимо было решить - формирование читательской компетенции обучающихся. Одним из решений стал так называемый прием «ПОПС- ФОРМУЛА». Что это за прием?
Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлЕксию учащихся.
ПОПС - формулу я применяю при обучении написанию сочинения. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую информацию.
Итак, что же означает эта аббревиатура:
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (Потому что…);
П – пример (Я могу доказать это на примере…);
С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).
Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися.
Эта формула является интерактивным приёмом обратной связи.
Так, готовимся в 6 классе к написанию сочинения о предмете, с которым связаны какие-то приятные воспоминания. По моей просьбе шестиклассники приносят на урок эти предметы. Самые смелые показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких уроки дети садятся так, как им комфортно). Я тоже приношу предмет и тоже делюсь своими воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи. Затем прошу записать
(П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И, конечно же, предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное. И снова самостоятельная работа: прошу пятиклассников
(О) объяснить, почему они принесли в класс именно этот предмет. Теперь записанное читают только желающие.
Гораздо сложнее с (П) аргументами, поскольку у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки.
Если позволяет время, то (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.
ПОПС – формула - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением, запоминаются гораздо быстрее.
И ещё одно правило: не ставить за творческие работы «3» и «2». Оценки должны быть либо «5», либо «4». Если работа не получилась на «хорошо» или «отлично», необходимо дать ребёнку возможность отредактировать её. И даже, возможен и такой вариант, пока остаться без оценки.
Очень хороший способ, позволяющий активизировать мыслительную деятельность и мотивировать обучающихся: взаимопроверка со специальными пометами, которыми проверяющий отмечает наиболее яркие детали, образные выражения, интересные мысли, неясные места, требующие пояснения. Анализируя и критикуя чужое сочинение, обучающиеся приобретают ценные умения для работы над текстом собственным.
Думаю, что ПОПС-формулу следует использовать и в устном рассуждении.
После приемов PISA технологий было проведено повторное тестирование обучающихся, результаты исследования показали положительную динамику формирования читательской компетенции всех уровней (Слайд)
Проанализировав динамику овладения учащимися приемами работы с текстом, я могу сделать следующий вывод: работа по формированию читательской компетенции обучающихся проводилась целенаправленно, планомерно и результативно.
Все педагоги знают, что наиболее и наименее успешные ученики – это две основные группы риска в любой выборке – от класса до страны. Наименее успешным нужна дополнительная помощь, в которой уже не нуждаются большинство их одноклассников. И главное не количество, а качество, характер дополнительной помощи, которая нужна таким ученикам. Это должна быть помощь, которую они в состоянии принять, которая соответствует их актуальному уровню развития. Наиболее успешным ученикам нужна, в сущности, такая же помощь: учитель должен работать в зоне ближайшего развития их незаурядных возможностей.
Тест PISA четко обозначил те качества, которые, с точки зрения международного образовательного сообщества, необходимы выпускнику школы для успешного функционирования в современном мире. Во многом под влиянием PISA работники образования заговорили на языке компетентностей. Естественно, каждая страна по-своему преломляет современные требования к желаемым результатам обязательного школьного образования. Однако едва ли кто-нибудь поставит под сомнение самые общие положения компетентностного подхода к качеству образования. Мы все хотим, чтобы выпускники школ, люди, от которых зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны в ближайшем будущем, умели и стремились использовать школьные знания в новых условиях, не похожих на те ситуации уроков и экзаменов, где эти знания накапливались и предъявлялись.
В частности, мы все, разумеется, хотим, чтобы выпускники отечественных школ были вооружены одним из главных инструментов, необходимых для дальнейшего самообразования, саморазвития, самосовершенствования: чтобы они обладали читательской грамотностью. Тест PISA помогает нам не только определить этот планируемый образовательный результат в общем виде:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Создав инструмент для измерения читательской грамотности, тест PISA помогает определить конкретные характеристики этой сложной способности.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!
Начало формы
Конец формы