Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой) (слайд 1 )
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР) с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам. ( слайд 2) Дети с ОВЗ, как никто другой, нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. В обществе происходит понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.Формируется установка - к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.( слайд 4) Появляется задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья. ( слайд 5)
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Оно направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Работа с детьми с ОВЗ как никакая другая требует от педагога отдачи сил и внимания, и сказкотерапия является, на мой взгляд, наилучшей формой работы с такими детьми. ( слайд 6)
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.( слайд 7) Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка ( слайд 7)
Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. ( слайд 8)Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству ( через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения. ( слайд 9)
Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. ( слайд 10)
Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.
Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий. ( слайд 11)
Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка,
Но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном.
Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я». ( слайд 12)
Виды сказок использующихся в сказкотерапии: ( слайд 13)
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка- это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии . Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма. ( слайд 14)
Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка. ( слайд 15)
Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо :
1. выявить проблему ребенка;
2. предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы ( похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного учащегося);
3. предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.
Создание коррекционной сказки является составлением своеобразного алгоритма действий, когда при отсутствии положительной динамики, мы направляем ребенка опять к началу, предлагая новые способы решения создавшейся ситуации.
Эту операцию мы производим до тех пор, пока ребенок не только не сделает правильный, корректирующий его проблему выбор, но и закрепим результат путём повторения.
Необходимо помнить, что в данном виде сказок ребенок получает возможность побыть наедине с самим собой, подумать о том, как ему поступить, и цель педагога - направить его на путь, способный решить его проблему, а не создавать новые.
Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец.( слайд 14) Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи. Можно использовать уже существующие сказки, которые задели ребенка за живое и попытаться дать им другую концовку.
Конечно же, в процессе работы со сказками, особенно детям с ОВЗ, необходимо выплеснуть те эмоции, которые находятся у них внутри, а для этого, как нельзя лучше подходят такие формы работ, как аппликация, рисование, лепка. Ребенок, работая с тем или иным цветом, несет нам информацию о том, как взволновала его та или иная проблема и каким образом на уровне своего подсознания, он к ней относится.
Для детей с ОВЗ очень полезным может быть изготовление кукольного персонажа после прочтения какой-либо сказки. Наша задача- помочь не только ее изготовить, но и научить ребенка манипулировать данной игрушкой, наблюдая за разговором, который будет производить ребенок, снять психическое напряжение.
Манипуляции с куклами позволяют достичь более длительной эмоциональной устойчивости, приводят к развитию коммуникативных навыков, мелкой и грубой моторики. Игры с куклами помогают производить коррекцию страхов и строить профилактическую работу с ними, влияют на самосознание ребенка и его отношение к внешнему миру - а это, как нельзя лучше, способствует развитию детей с ОВЗ.
Предоставление ребенку выбора- какую куклу изготовить- красавицу с огромными голубыми глазами или дурнушку с кривым носом позволяет диагностировать внутренние скрытые проблемы ребенка. А рассказывание сказки о том, что происходило и происходит с данным персонажем, позволяет «услышать» то, что на самом деле волнует ребенка.
Прекрасным дополнением к сказкотерапии можно отнести и песочно-музыкальную терапию, когда при сотворении песочной сказки ребенок и видит то, что происходит, и слышит музыку, которая настраивает его на определенный лад восприятия сказки.
Контактируя с песком, ребенок выплескивает в жизнь свои эмоции и переживания, а педагог, находящийся рядом, может увидеть проблему, попытаться скорректировать её, провести терапевтические мероприятия.
Таким образом, использование сказкотерапии для детей с ОВЗ позволяет раскрепостить их, помочь организоваться таким образом, чтобы проблем, находящихся внутри них, становилось как можно меньше, и эти дети могли бы иметь пути для осуществления контроля над решением своих жизненных трудностей. ( слайд 15)