Выступление
«Ступеньки мастерства и личностного роста обучающихся при организации деятельности в объединениях различных направленностей»
Составитель:
Андреева Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Детско-юношеский центр»
г. Салехард, 2019 г.
Ступеньки мастерства и личностного роста обучающихся при организации деятельности в объединениях различных направленностей.
Составитель:
Андреева Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Детско-юношеский центр»
Родители (законные представители), заключая договор о муниципальной услуге с учреждением дополнительного образования преследовали определенные цели, это - обучение конкретному делу, развитие личностных качеств ребенка и способности к успешной социализации.
На основании Положения о мониторинге качества образовательной деятельности учреждения каждый педагог разрабатывает критерии диагностик качества образовательной деятельности на основе разработки показателей уровня знаний, учебных умений и практических (социально значимых) действий обучающихся, отражающих цели и задачи образовательной программы
В связи с этим перед ЦДО «Радуга» стоит ряд задач направленных на повышения качества образовательного процесса. В нашем учреждении разработана «Система оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности» система мониторинга, которая позволяет определить уровень качества образования по программам.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
3-я ступень (старшая школа): достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Мониторинг образовательных результатов состоит из входного, промежуточного, итогового педагогического контроля, а диагностика личностных качеств обучающихся и портфолио достижений – отсутствует. Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качества обучения по образовательной программе, фиксирует средний балл усвоения программы объединения в течение ее реализации.
Входная диагностика проводится на первом году обучения, ее целью является определение возможностей обучающихся для дальнейшей работы, так как в группах часто встречаются разновозрастные дети и способности и возможности обучающихся не всегда зависят от возраста.
Диагностическая работа
1. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка
Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным темпераментом и местом в коллективе. Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы увидеть в ребенке эти индивидуальные особенности, зафиксировать их и, главное, развивать его способности, поощрять мотивацию и помогать ориентироваться в коллективе. Диагностическая работа по изучению творческих возможностей ребенка поможет понять его личность, развить общие и специальные способности, не дать ему затеряться в большом коллективе себе подобных.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность (побуждения к действию).
Обучающимся предлагается оценить по пятибалльной системе ряд мотивов.
№ п/п Что побуждает посещать детское объединение Уровень значимости.
1 Мне хочется выразить себя и утвердить свою индивидуальность (в музыке, хореографии, вокале и т.п.) 2 Хочу быть культурным и развитым человеком. 3 Хочу научиться: петь, танцевать, рисовать, мастерить и т.п. 4 Хочу подготовиться к профессии. 5 Мне хочется выступать. 6 Мне нравится испытывать радость от успеха в занятиях (музыкой, танцами, рисованием и т.п.) 7 Люблю узнавать новое. 8 Хочу в дальнейшем продолжить профессиональное обучение по прикладному творчеству, хореографии и т.п. 9 Приятно получать одобрение. 10 Хочется быть лучшим (музыкантом, танцором, художником и т.п.) 11 Хочу занять достойное место среди товарищей. 12 Хочу занять достойное место среди музыкантов, танцоров и т.п. 13 Хочу научиться новому виду деятельности. 14 Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности Группа мотивов.
Самовыражение Самосовершенствование Самоопределение Эмоционального подкрепления Познавательный Самоутверждение (социальный) практический Текущий контроль служит для изучения динамики освоения программного материала ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Помогает определиться с корректировкой ЗУН обучающихся. Лист контроля – оценки по устному опросу, протоколы промеж. И итоговой аттестации, далее графики достижений.
Итоговая диагностика – это проверка результата качества освоения обучающимися программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Основой мониторинга качеств личностного роста служит внеурочная, конкурсная, выставочная, социально-проектная деятельность.
Формы проведения мероприятий внеурочной деятельности, где ребенок может раскрыть и проявить свои способности:
1. Организация праздников: рождественского базара, масленичных гуляний, Дня победы, Женского дня, Дня защитника отечества и пр.
2. Организация событий, связанных с традициями образовательного учреждения: День знаний, Новогодний бал, Последний звонок, День именинника и пр.
3. Организация творческих конкурсов: «Х-фактор», «Минута славы», «Голос», «Мисс и мистер» и пр.
4. Выставки творческих работ, фестивали творческих идей и пр.
5. Проекты творческих лабораторий – школьных СМИ.
6. День Художественного Творчества. Цель: повысить мотивацию творческой самореализации школьников, поддержать детскую инициативу. Форма проведения: концерт, конкурс.
7. Мастер-классы
8. Организация творческих игр и театральных постановок: КВН, концерты,
Дневник личностного развития
Дневник личностного развития предназначен для того, чтобы фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии. Он позволяет аккумулировать полученный жизненный опыт. Здесь вы учитесь познавать себя, работать над своими ошибками, можете заметить “холмы” и “равнины” своей жизни, где был быстрый рост, а где он затормозился, что было сделано лучше, что хуже.
Дневник – это пространство, где можно увидеть, как разворачивается процесс вашего личностного развития. Дневник личностного развития – лучший способ научиться развивать себя. Когда вы научитесь анализировать свои поступки, поведение, мысли, вы сможете управлять собой и своей жизнью. Важно датировать каждую запись, чтобы было возможно иметь ясную картину своего развития.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся возможностями успешного выполнения определенного вида деятельности. Специальных методик по диагностике способностей нет, а предлагаются "Критерии по определению способностей" по профилю деятельности.