Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа с.Троекурово
Выступление на методическом объединении классных руководителей
Тема: «Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Стратегия работы классных руководителей с семьями учащихся.»
Классный руководитель: Чичинкина О.В.
2019г.
«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает…»
В.А.Сухомлинский
Нравственное развитие, воспитание человека всегда волновали общество, особенно воспитание молодого поколения. Во все времена в разных странах проблемам воспитания уделяли большое внимание. Например, в России - Екатерина Великая, в Греции - Тацит, Петроний, Вергилий, в Китае - Конфуций, в Германии - Кант, Гегель, во Франции - Жан-Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем, и каждый из них в своих трудах осветил эту тему, философски раскрыл свое понимание важности становления человеческой личности. Можно задаться вопросом: почему такой интерес? Дело в том, что воспитание личности неразрывно связано с жизнью, общества, семьи, государства. Если нет достойного воспитания, то рухнет даже могущественное государство.
Что мы понимаем под понятиями: воспитание, мораль, нравственность?
Слова «нравственность», «мораль», «этика» синонимы, слова, близкие по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» (происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай, ввел его в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели, проявляющиеся в поведении человека, (например, такие качества, как мужество, благоразумие, честность), а «этикой» назвал науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения, образовано оно от лат. Mos, что означало примерно то же, что ethos в греческом — нравственный обычай. Цицерон вслед за Аристотелем образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «друг от друга. этика» и «мораль» как их синоним. Таким образом, в русском языке появились три слова, которые близки по своим лексическим значениям, но с легкими смысловыми оттенками, тем же значением, отличающим их смыслом.
В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»
А у Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». « Нрав (нравъ)- вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух ( душу в высшем значении); ко нраву относится как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти, а к уму: разум, рассудок, память. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку
Обратимся к истории возникновения и развития нравственного воспитания на Руси. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как совесть, достоинство, честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.
В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, создается новый идеал воспитанного человека — "человек государственный, слуга царю и Отечеству". "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла". Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке. Николай Николаевич Новиков - русский писатель и просветитель XVIII века в своем трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Первая главная часть воспитания…попечение о теле. Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; …а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца, и называется учёными нравственным воспитанием… Третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума».
От характера воспитанности и нравственных убеждений представителей общества зависят иногда судьбы целых народов, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Еще К.Д. Ушинский заметил, что умственное развитие не предполагает и не гарантирует прочной общественной нравственности. Он был убежден, что «очень умный человек может быть и очень большим плутом».
В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века — это особое время в российской истории и образовании. Начало третьего тысячелетия ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, появление юных наркоманов и алкоголиков, с этими пороками трудно бороться, их трудно искоренить. Следствием (или причиной?) всего этого является недостаточное нравственное воспитание или вообще его отсутствие, утрата духовных ценностей, нравственных ориентиров подрастающего поколения, которое впоследствии будет представлять наше общество.
Для того чтобы наше общество было духовным, высоконравственным, необходимо воспитать достойного гражданина, и в достижении этой цели школа играет большую роль.
Современная школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения
В настоящее время в Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства, является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.
Нравственное воспитание, в чем его суть?
Суть процесса морального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких качеств личности, как гуманизм, гражданственность, честь, ответственность, трудолюбие, умение управлять собой.
Писатель и педагог С. Л. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Для того чтобы наше общество было духовным, высоконравственным, необходимо воспитать достойного гражданина, и в достижении этой цели школа играет большую роль.
Современная школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.
Нравственное воспитание в современной школе согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по следующим направлениям:
урочная деятельность;
внеурочная деятельность (культурные практики);
внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
семейное воспитание;
изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Особое воспитательное значение имеет литература, история, отечественная и мировая художественная культура. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Важен при этом и пример педагога, выдержанного и мудрого не только в передаче знаний и наставлений, но и в умении наладить взаимоотношения с учеником.
Внеурочная деятельность.
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: традиционных праздников, викторин, выставок, игр, в деятельности кружков, секций, в разных формах дополнительного образования. Участие в во внеурочных мероприятиях обогащает их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре
Внешкольная деятельность.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, посещение музеев, театров, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, которая позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Семейное воспитание.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. Большое значение в воспитании школьников имеет введение в учебных заведениях уроков по ОРГКС. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены также сюжеты о
роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире.
Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности гражданина России.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит, нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено и семейное, и школьное воспитание.
Жизнедеятельность учащихся в школе – это не только организация познавательного процесса, но и сфера разностороннего, нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления, школа гражданственности и гуманизма.
Задача педагога – осуществлять нравственное воспитание в школе, объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Таким образом, для достижения поставленной цели: воспитания духовно- нравственной личности, необходимо:
Продолжить урочную деятельность, основанную на принципах ценностного образования, нравственного развития личности не только на уроках гуманитарного цикла, но и на остальных уроках;
Во внеурочной деятельности продолжить проведение традиционных мероприятий, проводимых в школе; выработать цикл классных часов, направленных на духовно - нравственное воспитание учащихся.
Во внешкольных мероприятиях продолжить знакомство с краеведением, экскурсионные проекты должны иметь продолжение: фотомонтаж о городе, который посетили, обмен впечатлениями, сообщения в форме отзывов, презентаций.
Привлекать родителей к активному совместному участию в подготовке и проведению мероприятий, направленных на духовно- нравственное воспитание учащихся.
Россия имеет богатую культурологическую основу традиционных российских религий. Основываясь на самых гуманных заповедях, наша церковь имеет большое влияние на духовно- нравственное воспитание молодого поколения. Необходимо развивать совместные проведение традиционных праздников: Рождество, Пасха и др.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять семьи, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что
своих педагогических целей он достигнет.
Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй.
Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном значение связан с искусством организации и руководства. Именно в этом смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной деятельности.
Любая информация, полученная классным руководителем о детях, родителях, от детей и родителей оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку.
В получении информации помогает диагностика, проводимая на разных этапах работы, без которой невозможно определить стратегические задачи воспитательной работы и наладить отношения с коллективом родителей. Проведя диагностические исследования важно понимать:
- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;
- диагностику проводить как с родителями, так и с детьми;
- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.
Предварительная диагностика - позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива. Здесь можно провести системную семейную социограмму, которая поможет выявить положение ребёнка в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье. Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций.
Тематическая диагностика организуется при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, при подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» можно провести анкетирование с родителями и детьми, опросник А.И.Захарова «Семейное воспитание», опросник для детей «Я и родители», который дает возможность ребенку оценить свои взаимоотношения с родителями. Если наблюдается кризис в семье, и в ответах прослеживается негативная оценка, необходимо пригласить родителей и ознакомить их с результатами тестирования.
Итоговая диагностика, проводится в конце учебного года. Она необходима для того, чтобы родители оценили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы проводить коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций.
На основе проводимых диагностик возможно эффективно организованное сотрудничество, которое дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. На основе ответов и пожеланий родителей диагностических исследований (тест «Родительское отношение» А.Я. Варга, В.В.Столин анкета «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Методика взаимодействия ребёнок подросток» И.М. Марковская, «Методика диагностики межличностных отношений» Т.Лири, «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И.Вассермана в (модификация В. В. Бойко), «Семейная социограмма», опросник А.И.Захарова «Семейное интервью», анкета «Формы взаимодействия школы и семьи») составляется перспективный план работы. Родители принимают непосредственное участие в составлении плана и являются активными участниками реализации совместных идей.
Общение педагогов, родителей и детей базируется на принципах добровольности, открытости, личной заинтересованности каждого, взаимопонимания, доверия. Это позволило нам выделить группы родителей.
Родители-лидеры: активные участники воспитательно-образовательного процесса, заинтересованные в успешности и здоровье своих детей.
Родители-исполнители: они принимают участие, заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов или при условии значимой мотивации.
Родители-наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
По результатам первичной диагностики: родители – лидеры - 20%; родители - исполнители - 42%;
родители - наблюдатели - 38%.
Отсюда можно сделать вывод, что достаточно большая часть родителей готовы к сотрудничеству, но при этом мало инициативны (42 %), поэтому в работе с ними необходимо повысить мотивацию на совместную деятельность, это также необходимо с родителями - наблюдателями, которые занимают выжидательную позицию. Остальные родители всегда готовы к сотрудничеству и являются помощниками в реализации любых идей.
Наиболее уязвимым является период подросткового взросления, когда учителя и родители испытывают трудности в выборе форм и методов взаимодействия с подростками. В данный период необходимо пересмотреть позицию родителей и учителей в отношении подростка, объединить усилия в оказании помощи подростку с ограниченными возможностями здоровья в переходе на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основными диагностическими материалами в работе с подростками является мониторинг социально-психологического состояния подростка, который означает выявление значимых для этого возраста новообразований, определение его социального статуса, особенностей формирования личностных качеств ( «Социометрические измерения» Дж.Морен, «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний подростков» А.О.Прохорова, Г.Н. Генитг, «Школа самооценки, или Как достичь успеха и не потерять то, что имеешь.», тест «Исследование уровня тревожности» Ч.Б Спилберга и Ю.Л.Ханина, «Методика диагностики межличностных отношений» Т.Лири., тест «Склонности предрасположенности к конфликтному поведению» К.Томаса, диагностика состояния агрессии, опросник «Баса-Дарки», тест «Оценка агрессивности в отношениях» А.Ассингера , методика «Q- сортировка», изучение представлений о себе В.Стефансона, тест «Определение направленности личности» Б.Бассом , тест по определению социально-психологического типа личности. В.М. Минярова) Результаты проводимых исследований являются базой для выбора форм работы, где важно будет взаимодействие и учителя, и родителей, и подростка.
Задачи подросткового возраста: обретение целостного «Я», поиск баланса между автономией и зависимостью от родителей, выстраивание отношений со сверстниками противоположного пола, решение проблем раннего отцовства (материнства), выбор профессии.
Исходя из задач определяются направления деятельности классного руководителя: повышение психолого-педагогической компетенции родителей об особенностях подросткового возраста, формирование нравственных ценностей подростков, формирование положительной самооценки у подростков, воспитание уверенности, снятие тревожности. Определение формы взаимодействия с семьей подростка и с ним являются наиболее актуальными.
Опыт работы показывает, что родители отдают предпочтение нетрадиционным формам сотрудничества: родительское собрание в форме: посиделок, презентации, викторины, выпуск совместной газеты, фотовыставки, совместное проведение праздников, спартакиад, конкурсов, родительские собрания с участием детей, родительские гостиные, собрания-чаепития за «круглым столом», внеклассные мероприятия с участием родителей: «При солнышке - тепло, при матери – добро», «Новогодний карнавал», «Мама, папа, я – спортивная семья», «В семейном кафе» и др.
Нетрадиционные формы работы с родителями, позволяют учесть актуальные потребности детей и родителей, способствуют формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, способствуют укреплению семьи, здоровья детей, передаче опыта в воспитании детей о чем свидетельствуют данные повторной диагностики: родители-лидеры -32%; родители - исполнители - 48%; родители – наблюдатели 20%.
Мы видим, что повысилось число родителей - лидеров на 12 %, возросло число исполнителей на 6 %, а родителей – наблюдателей уменьшилось на 18%, что говорит о положительной динамике во взаимодействии педагогов и родителей благодаря использованию нетрадиционных форм работы.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Помочь родителям – главная задача классного руководителя. Сделать родителей активными участниками образовательного процесса, как показывает практика, возможно только при проведении и организации целенаправленной работы, построенной на мониторинге данных о семье, ребенке, классном руководителе.