Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Выступление на собрании в старшей группе
тема
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. С чем и как работает учитель-логопед в ДОУ»
подготовила
учитель-логопед
Жукова В.А.
(Слайд №1) Уважаемые родители, нарушения звукопроизношения всегда устранимые, если логопед, родители, ребёнок и воспитатели работают в одной команде. Логопед работает над исправлением нарушенных звуков, родители помогают ребёнку при выполнении домашних заданий по закреплению правильных звуков в речи, контролируют эти звуки в свободной речи, воспитатели по возможности напоминают ребёнку о правильном произношении, совместно с логопедом отрабатывают трудные звуки при чтении стихов на праздниках.
(Слайд №2) Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука. В логопедии выделяют четыре категории нарушения звукопроизношения:
Отсутствие звуков – звук не сформировался к соответствующему возрасту ребёнка;
Искажения звуков – произношение не соответствует норме родного языка, вместо правильного звука произносится звук, которого нет в данной языковой системе.
Искажение звуков не является физиологическим нарушением и не проходит самостоятельно. Например, межзубное произношение свистящих; дефектное произношение твёрдого звука [Р] на французский манер (мягкий звук [Рь] реже таким образом произносится), щёчное произношение шипящих [Ш,Ж] и т.д. В основе искаженного звукопроизношения, как правило, лежат анатомические отклонения (укороченная подъязычная связка), подражанием дефектной речи окружающих, вялостью речевой моторики либо её напряжённость. В итоге формируются компенсаторные артикуляционные уклады, которые не обеспечивают акустическую норму. Искаженные звуки лишь отдаленно напоминают правильный речевой образец.
(Слайд №3) Замены звуков. Физиологические несовершенства речи, а вместе с ними и звуковые замены при нормальном речевом онтогенезе самостоятельно исчезают к 4,5-5 годам.
Обычно шипящие заменяются на свистящие; звуки [Р-Л], [Ц-Ч] – друг другом; звуки [Г] на [Д], [К] на [Т], [Л′] на [Й], [Ц] на [С′], [Ч] на [Т′], твердые ‒ их мягкими парами. Некоторые виды аномального прикуса могут способствовать формированию звуковых замен. У детей с дефектами смыкания зубных рядов часто встречается часто бывает так: для прогнатии характерны замены [С] на [Ф]. Прогения может являться причиной «шепелявости», смягченного произнесения [Т] и [Д]. Снижение слуха также может быть причиной замен звуков.
Неправильное произношение звука носит устойчивый характер, самостоятельно не исправляется, в связи, с чем требуется логопедическая помощь. Коррекция речевых нарушений является обязательной частью полноценного развития ребенка.
(Слайд №4) Диагностика
Особенности речевой функции изучаются учителем - логопедом в ходе индивидуального обследования. Бывают случаи, когда рекомендую проведение стоматологической (ортодонтической), слуховой, неврологической диагностики. Логопедическая диагностика включает несколько последовательных этапов:
Осмотр органов артикуляции. Изучается строение периферических органов речи (губ, зубов, челюстей, языка, неба), их подвижность. Для этого производится визуальный осмотр, выполняется серия динамических упражнений. При наличии тех или иных анатомических дефектов и функциональных отклонений можно предположить определенные речевые нарушения у ребёнка.
Диагностика устной речи. Основное внимание уделяется произношению звуков. Выявляются фонетические (искажение) и фонематические недостатки (смешение, замены), нарушения слоговой структуры. Также обследуется сформированность фонематических функций, связной речи, лексико-грамматического строя языка.
(Слайд №5) Коррекция
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения реализуется в три этапа. Каждый из них имеет свои цели и задачи:
Предварительный этап. Основные направления – подготовка артикуляционной базы, выработка точных артикуляторных укладов, развитие слуховой памяти и внимания. В этот период проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на выработку воздушной струи, игры для развития мелкой моторики.
Формирование правильного звукопроизношения. Постановка звука может осуществляться по подражанию, с помощью специальных логопедических приспособлений (зондов, зондозаменителей, вспомогательных приспособлений) или смешанно. В дальнейшем звукопроизношение автоматизируется изолированно, в слогах и слоговых рядах, в разных позициях в слове, в чистоговорках, предложениях, текстах.
Закрепление полученного звука в речи. На заключительном этапе навык употребления нового звука отрабатывается в различных коммуникативных ситуациях. Осуществляется осознанный самоконтроль за речью.
Работа учителя - логопеда направлена на развитие не только на звукопостановку, а также: (Слайд №6)
на формирование и развитие правильного восприятия звуков;
формирование навыков звукового анализа и синтеза;
развитие дифференцированного восприятия речевых звуков.
Звуковые игры по формированию и развитию навыков звукового анализа и синтеза
Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова:
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру.
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков.
(Слайд №7) Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру «Звук [Ф]». (Слайд №8 и т.д.)
Примечание: после презентации озвучить режим работы учителя-логопеда и проведения занятий.
Спасибо за внимание!