Для поддержания высокого качества образования в России вводятся все новые и новые образовательные стандарты. Последним новшеством стало введение ФГОС. Итак, для начала давайте разберемся в понятии ФГОС, для чего он нужен, на что направлен и целесообразно ли его появление?
Что такое ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.
Каковы основные требования ФГОС?
Стандарт включает в себя требования:
– к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
– к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
– к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Каковы основные требования ФГОС к современному учителю?
Современный учитель должен:
– обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
– осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
– разрабатывать программы учебных предметов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
– выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
– организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
– реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
– использовать возможности информационно-коммуникационных технологий работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Каковы основные цели ФГОС ООО?
Основными целями стандартов нового поколения является достижение следующих целей:
– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
– обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
– сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Каким образом достигаются основные цели ФГОС?
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Данный подход обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Как выглядит «портрет выпускника основной школы» согласно федеральному государственному стандарту?
Соблюдение требований ФГОС направлено на формирование выпускника как:
– любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
– активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;
– умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
– социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
– уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
– осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
– ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Что такое компетенция? Виды компетенций.
Для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования у педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего общего образования должны быть сформированы основные компетенции.
Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
Что такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Основные виды УУД?
Существуют следующие виды универсальных учебных действий:
– Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
– Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
– Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
– Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Самым главным вопросом на сегодняшний день является: Что же мы имеем? Каковы изменения после внедрения ФГОС непосредственно в образовательном процессе?
А результаты таковы:
– идеи и пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
– много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
– учащиеся стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
И наконец, достигается самая главная цель модернизации образования – учащиеся начинают понимать в полной мере как подходить к учебному процессу, они учатся учиться, а учителя в этом им помогают и полностью содействуют.
Перемен требуют наши сердца…
Думаю, именно такому лозунгу, взятому из песни В. Цоя, следовали создатели новой системы стандартов современного образования и, на мой взгляд, не прогадали.