«Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»
Зам. директора по УВР Жиленкова Н.Н.
Тема педсовета звучит так: «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций». На его подготовку влияние оказал педсовет по результатам введения ФГОС от 17 ноября 2015 года. Тема была заявлена заранее и выбрана неслучайно, т.к. приоритетной задачей для нас является повышение качества образования. Сегодня, нам хотелось бы раскрыть тему педсовета именно в контексте повышения качества образования.
«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан)
заботиться о своем интеллектуальном развитии.
Это его обязанность перед обществом, в котором
он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ
своего интеллектуального развития – чтение».
Д.С. Лихачев
советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН
Когда я изучала литературу при подготовке к педсовету, в интернете мне на глаза попала книга «Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании» Майкла Барбера, автора, которого активно цитируем не только мы, но и все ведущие современные эксперты в области образования. Вот как описывает лекцию М. Барбера в Высшей школе экономики в Москве по теме «Реформирование системы образования» Анатолий Георгиевич Каспаржак, директор центра развития лидерства в образовании. «Москва, 2001 год, зима. Быстрым, но несуетливым шагом входит подтянутый англичанин средних лет. Снимает пиджак, демонстрируя
безукоризненно белую рубашку, присаживается к столу и начинает рассказывать о проблемах другой реформы образования, той, которую в Англии проводит партия лейбористов. Речь шла о… работе по повышению грамотности чтения в начальной школе. В зале нависла зловещая тишина. «При чем тут грамотность чтения?!» - читал я в глазах собравшихся. Зачем мы – сочинители грандиозных планов, которые должны потрясти мир, мы – революционеры-реформаторы, в самых ближайших планах которых лежит коренное переустройство системы, состоящей почти из 70 тысяч школ, не считая вузов, техникумов и прочих мелочей, должны слушать о грамотности чтения? Но что тогда было удивительно, оратор постепенно «взял зал».
Пресловутая «грамотность чтения» стала тем полем, на котором выросли проблемы:
построения системы подготовки и переподготовки кадров, национальной системы оценки качества, управления, администрирования, поощрения и наказания, и т.д. На примере ясной задачи всем, а не только педагогам была продемонстрирована вся сложность решения самых простых на первый взгляд образовательных проблем».
Да, сейчас это выглядит скучновато, но для чего я зачитал этот отрывок? У многих присутствующих, как и у революционеров-реформаторов на лекции М. Барбера, может сложиться мнение, что данная тема не касается их предметов, а является уделом учителей начальных классов, русского языка и литературы. Чтение сегодня – это метапредметная компетенция. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», потому что одним их главных источников развития личности является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром.
В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
И тогда становится понятно, почему в новом стандарте закреплена необходимость развития смыслового чтения.
Нам необходимо понять, как помочь ребенку овладеть этой компетенцией и как она влияет на образовательные результаты в разных предметных областях.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.
В конце сентября Московским центром качества образования в 5и 9 классах проводилась стартовая диагностика овладения обучающимися метапредметных умений. В ходе тестирования проверялись умения, относящиеся к познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, которая была представлена:
- чтением и пониманием письменного текста;
- работой с информацией (поиск и преобразование информации, работа с рисунками, схемами, таблицами, диаграммами).
Согласно результатам тестирования при работе с текстом у учащихся возникали трудности:
. в элементарном обосновании высказанного суждения, нахождении в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов;
. в формулировании простых оценочных суждений на основе текста.
При работе с информацией были трудности в:
. работе с «несплошными» текстами, то есть работа с рисунком, таблицей, диаграммой, схемой;
. преобразовании информации из одного вида в другой, то есть из сплошного текста в таблицу.
Такие же результаты мы с вами получаем по итогам метапредметной работы в в 4-6 классах.
Интересны результаты тестирования в формате PIRLS, которое проводили в 4-х и 9-х классах ( в которых мы участвовали). Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Главные причины невысоких результатов российских школьников кроются в том, что они в процессе обучения почти не встречаются с заданиями междисциплинарного характера, с заданиями, направленными на анализ жизненных ситуаций, с текстами делового стиля. Все это еще раз указывает на то, что сам процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни.
На результатах исследования сказался также недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в российской школе. Российских учащихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла. Слабые результаты, выявленные в процессе исследования грамотности чтения, оказались вызваны недостаточно формируемыми у российских учащихся такими качествами, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции.
Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в 9 классах свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо самим овладеть технологией обучения смысловому чтению. Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных и эффективных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата.
В настоящее время происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.
Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.
Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете
модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Во многих странах мира, и в нашей в том числе, осуществляется государственная и общественная поддержка чтения и книги, реализуются национальные программы и инициативы поддержки детского и семейного чтения. 2015 год был объявлен годом Литературы.
Даже Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Какое место занимает чтение в жизни старшеклассника? На каких предметах, по мнению старшеклассников, их обучают работать с текстом? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали при опросе учеников 10-11 классов.
В анкетировании приняло участие 50 старшеклассников.
1. На вопрос: считаешь ли ты себя человеком читающим 41 (82 %) ответили «да».
2. У 47 респондентов (94%) в доме есть библиотека.
4. На вопрос: «На каких уроках вам прививают навыки работы с текстами? Старшеклассники назвали – литературу, русский язык, историю и обществознание. К сожалению, среди указанных предметов мы не видим иностранный язык, биологию, географию, физику, химию и другие предметы.
5. Последний вопрос звучал так: Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что чтение входит в число ценностей жителей России. Согласны ли вы с этим утверждением?
Все респонденты полностью согласны с этим высказыванием.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Этому посвящены многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. И, наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Сегодня бы хотелось рассмотреть этот вопрос с разных ракурсов.
Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»?
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Всем известны стратегии кластер, заполнение таблицы «Знаю - Хочу узнать – Узнал», а также «Fishbone» (рыба) и т.д.
Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.
Заявленная тема дает подсказки и ответы на вопрос, как достичь желаемого высокого образовательного результата. Почему? Потому, что в основе основ всех эффективных реформ и во всех успешных образовательных системах - лежит смысловое чтение.
В нашей школе уже накоплен опыт по работе с информацией в рамках стратегиального подхода.