г. Новочеркасск Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Выступление на семинаре руководителей ШМО учителей начальных классов по теме:
« Постановка цели (проблемы)»
подготовили
учителя начальных классов
Каныгина С.В.
Голодная Д.А.
Дата выступления:
18.10.2017год
Слайд 1
Всем известный педагог-новатор Шалва Амонашвили говорил:
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Слайд 2
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.
-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?
- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?
Это простой пример создания проблемной ситуации.
Слайд 3
Моё выступление пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование универсальных учебных действий, их уровень освоения предопределяет успешность всего последующего обучения.
Слайд 4
В своем выступление я буду говорить о технологии постановки учебной проблемы.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Уважаемые коллеги, обратите внимание на предложенные вам буклеты, где подробно описываются все 3 метода.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 5
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Слайд 6
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?
(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)
Слайд 7
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
Слайд 8
Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.
Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Второй — подводящий к теме диалог.
Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.
- Давайте посмотрим фрагменты уроков.
Фрагменты уроков.
Слайд 9
А закончить своё выступление хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!