г. Новочеркасск Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Выступление на семинаре руководителей ШМО учителей начальных классов по теме:
« Предъявление мотива (организационный момент, самоопределение к деятельности, включение в предметную деятельность)»
подготовили
учителя начальных классов
Колюжная Н.П.
Придатько Г.С.
Дата выступления:
18.10.2017год
Каждому человеку прекрасно известно, что собой представляет урок. Однако точно сформулировать определение понятия наверняка получится не у всех. Если выражаться научным языком, то урок является вариативной формой организации целенаправленного взаимодействия, задача которой заключается в обучении школьников. И хороший педагог никогда не начнёт урок сразу, без вступления. Профессионалы знают, что необходим организационный момент.
Общепринятая модель начала урока до наступления середины 2000-х т.е. организационный момент включал в себя только объявление темы урока, последующее изложение целей и проверку готовности школьников к занятию. Сейчас же эта модель сменилась более современным вариантом ( слайд 1)
Организационный момент урока стал восприниматься как предпосылка формирования и развития мотивационной сферы школьников.
Исходная мотивация Это то, что возбуждает мысленную активность учеников и проявляет их готовность воспринимать новый поток информации. Чем более яркой и познавательной будет исходная мотивация, тем сильнее она повлияет на воспитанников. Причём на всех без исключения (даже на слабоуспевающих). Поэтому организационный момент так важен.
Задачи этого этапа: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
( слайд 2)
Урок должен начинаться динамично и четко. Так удастся дисциплинировать учеников и быстро включить их в работу, сэкономив время. В общем, исходная мотивация нужна для того, чтобы создать готовность к восприятию нового материала, сконцентрировать внимание, возбудить мыслительную активность и простимулировать процессы обучения. Также за счёт неё удаётся превратить познаваемое в личностно-значимое. Потому так важно вызвать интерес у учащихся, чтобы каждый из них увлёкся темой и захотел её освоить.
О чём надо помнить? Организационный момент урока, особенно в начальной школе, каждый раз должен отличаться. И даже преподавателю с фантазией это доставляет кое-какие трудности. Ведь каждый раз ему приходится заново заинтересовывать воспитанников.
Самое главное – учитель должен с самого начала демонстрировать своё доверие к ученикам, располагать их к себе. Также он обязан помогать детям формулировать цели и задачи, а также уточнять их, если что-то непонятно. Ещё необходимо помнить о наличии у каждого ученика внутренней мотивации к учению. И о необходимости реализовать её. Это возможно, если преподаватель будет принимать активное участие в групповом взаимодействии, стремиться к установлению симпатии между ним и учениками и демонстрировать свою открытость.
Ролики
Приемы работы на данном этапе
Выдержать паузу « с улыбкой» перед началом урока, произносить какие – то казалось бы случайные, но не имеющие отношения к учению слова (погода, шутки и т.д)
Организационный момент можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов СПОСОБ МЕДИА. Они помогают задать уроку эмоциональный тон. К тому же так можно презентовать материал для изучения, продемонстрировать его значимость. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска
(слайд 3)
Дети самостоятельно готовят рабочее место к уроку по образцу, предлагаемому учителем. Необходимо дать возможность ребёнку, чтобы он пытался самостоятельно решить свою проблему, но не пытаться решить проблему за него.
(слайд 4)
(дидактические тренинги) На доске учитель располагает несколько табличек с названиями изученных и неизученных тем и предлагает выбрать только те, что изучались и расположить их в порядке изучения. Перевернуть карточки и прочесть слова, поговорки, пословицы и т.д., содержание которых определяет главную идею урока. Нужную фразу учитель подбирает сам и возвращается к ней в конце урока.
(физиологические тренинги) Разные формы социализации личности младшего школьника. В начальной школе, как правило, используются коммуникативные тренинги, способствующие регуляции самочувствия ребёнка, остановки поведенческих навыков,.
(психологические тренинги) для тренингов используются специальные упражнения моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, дети учатся налаживать отношения с другими людьми, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение , жесты, хлопки в ладоши и т.д.) выполняя разнообразные упражнения участники сами обнаруживают то, как можно по другому воспринимать себя и жизнь вокруг, как изменить собственное поведение, чтобы достигнуть нужных результатов.
(слайд 5)
Релаксационная игра С неё многие преподаватели начинают организационный момент на уроке в начальной школе. Главная цель – поднять детям настроение и создать позитивную атмосферу. Учитель включает релаксационную музыку или пение птиц, шум моря, шелест деревьев. Затем приоткрывает окно для проветривания и просит всех принять удобное положение. А затем каждый должен закрыть глаза и сделать несколько равномерных глубоких вдохов и выдохов. Важно, чтобы ученики почувствовали себя расслабленно. Их дыхание станет ровным и спокойным, по телу разольётся приятное тепло, а на лицах появятся улыбки. Этот психологический «настрой» учитель должен поначалу озвучивать. Потом дети «возвращаются» с небес на землю, и им предлагается игра. Без этого элемента организационный момент на уроке в начальной школе вряд ли будет эффективным. Какую выбрать игру – это уже решит педагог. Можно написать на доске слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия. После этого дети зарядятся положительной энергией и будут готовы усваивать материал. -
Логичный подход Также организационный момент в школе можно провести, опираясь на перспективно-побуждающие мотивы. Преподавателю в начальной части урока нужно объяснить своим воспитанникам, что без изучения конкретного раздела предмета не получится освоить следующий. Это заставляет детей задуматься, даёт им мотивацию. Мало кому хочется потом, из-за собственной несобранности, сидеть над учебниками. Да и зачем, если можно просто сконцентрироваться и послушать преподавателя?
Ещё задачи организационного момента на уроке могут быть реализованы использованием познавательно-побуждающих мотивов. Они очень действенны. Поскольку вызывают внутреннюю заинтересованность ученика. Она впоследствии формирует мотивационную среду на уроке, обуславливающую затем поведение и действия ребёнка. У него появляется желание делать задание, углубляться в тему, запоминать то, что говорит учитель. Возникнет ли у него такой интерес – зависит от того, насколько хорош педагог в своём деле. Ведь всем известно, что даже самый интересный предмет может стать скучным, если преподаватель будет просто читать лекцию из тетради. Активные методы О них тоже необходимо вкратце упомянуть, рассказывая о том, каким должен быть организационный момент. Примеры могут быть самыми разными. Но, как показывает практика, наиболее действенным является применение активных методов. Это совокупность способов, средств и приёмов, вызывающих у детей желание осуществлять познавательную деятельность. К ним относится мозговой штурм, опорные схемы, дискуссия, диалог, создание проблемных ситуаций и постановка острых вопросов, коммуникативная атака, игровые моменты. Многие преподаватели используют заблаговременный способ организационного момента. Заканчивая урок, они анонсируют следующий, рассказывая ученикам о самых интересных запланированных моментах. На следующем занятии учителю не понадобится способствовать концентрации их внимания.
Конец, переходящий в начало Что ж, цель организационного момента предельно понятна. Напоследок хотелось бы сказать о том, как важно соблюдать взаимосвязь между предыдущим уроком и последующим. Они должны быть целостными. По завершении занятия учитель со своими воспитанниками обычно подводит итоги пройденного материала, повторяет ключевые моменты, обобщает сказанное. И этим же необходимо начинать следующий урок, который происходит в другой день. Вопросом: «О чём мы говорили на прошлом уроке? На чём остановились?» удаётся освежить память учеников и понять, насколько они были внимательны. Увидев реакцию учеников, преподаватель сможет понять, успешно ли прошло предыдущее занятие.
Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!