СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском методическом семинаре"Из опыта работы учителя истории и обществознания Бабченко Т.В."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это презентация к выступлению на городском методическом семинаре учителей истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском методическом семинаре"Из опыта работы учителя истории и обществознания Бабченко Т.В."»

« Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту» . У. Роджерс

« Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту» .

У. Роджерс

 Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.  Котарбиньский Тадеуш, философ, профессор Варшавского университета

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

Котарбиньский Тадеуш, философ, профессор Варшавского университета

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ Использование нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, а также вовлечение старшеклассников в олимпиадную и исследовательскую деятельность дает возможность  сформировать грамотную, активную, творческую личность, способную успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ

Использование нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, а также вовлечение старшеклассников в олимпиадную и исследовательскую деятельность дает возможность

сформировать грамотную, активную, творческую личность, способную успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности

Почему, успешно окончив школу, практически невозможно без дополнительной подготовки поступить в вуз? Почему, несмотря на прекрасные традиции среднего образования, каждый современный вуз открывает подготовительные курсы? Почему школьный медалист далеко не всегда самый успешный студент? Факт окончания школы для самих выпускников – начало нового этапа жизни, обучения или работы, от которого зависит вся его дальнейшая судьба.  Поэтому особенно важно, чтобы опыт, полученный им в школе, мог обеспечить успешную и эффективную работу выпускника, в том числе и в вузе. А для этого он должен иметь доминантой практический аспект деятельности. Сегодня государство ставит перед школой те же цели. Озабоченность общества и государства выражена в докладе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»
  • Почему, успешно окончив школу, практически невозможно без дополнительной подготовки поступить в вуз?
  • Почему, несмотря на прекрасные традиции среднего образования, каждый современный вуз открывает подготовительные курсы?
  • Почему школьный медалист далеко не всегда самый успешный студент?
  • Факт окончания школы для самих выпускников – начало нового этапа жизни, обучения или работы, от которого зависит вся его дальнейшая судьба. Поэтому особенно важно, чтобы опыт, полученный им в школе, мог обеспечить успешную и эффективную работу выпускника, в том числе и в вузе. А для этого он должен иметь доминантой практический аспект деятельности. Сегодня государство ставит перед школой те же цели. Озабоченность общества и государства выражена в докладе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»
«Выяснилось, что наши ученики имеют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, работать с различными источниками информации, а также в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения»  Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. С. 18
  • «Выяснилось, что наши ученики имеют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, работать с различными источниками информации, а также в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения»
  • Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. С. 18
Участие в исследованиях PISA показывают серьезные проблемы нашего среднего образования, прежде всего в сфере решения практических задач. Изменения в концепции ЕГЭ, направленность заданий на соотнесение теоретических знаний с практическими проблемами также свидетельствуют о необходимости формирования соответствующих компетентностей выпускника .
  • Участие в исследованиях PISA показывают серьезные проблемы нашего среднего образования, прежде всего в сфере решения практических задач. Изменения в концепции ЕГЭ, направленность заданий на соотнесение теоретических знаний с практическими проблемами также свидетельствуют о необходимости формирования соответствующих компетентностей выпускника .
Формирование критического мышления.

Формирование критического мышления.

уроки истории и обществознания внеклассные мероприятия  личность работа ШОР социальные практики элективные занятия

уроки истории и обществознания

внеклассные

мероприятия

личность

работа ШОР

социальные

практики

элективные

занятия

Лекторий Лекторий Социальные практики Совм. меропр. Целевые места Работа Выездные сессии абитуриенты лекторий День открытых дверей ученики

Лекторий

Лекторий

Социальные практики

Совм. меропр.

Целевые места

Работа

Выездные сессии

абитуриенты

лекторий

День открытых дверей

ученики

Практической ориентации Сотворчества Вариативности Принципы педагогической деятельности Интегрированности Научности  Личностно-деятельностный

Практической ориентации

Сотворчества

Вариативности

Принципы педагогической деятельности

Интегрированности

Научности

Личностно-деятельностный

Метод правового конструирования На блочно-модульной основе   ТЕХНОЛОГИИ Интерактивная  технология  Индивидуальная работа  Информационные  технологии

Метод

правового

конструирования

На

блочно-модульной

основе

ТЕХНОЛОГИИ

Интерактивная

технология

Индивидуальная

работа

Информационные

технологии

Формулирование идей и средств обучения путём разрешения проблем  (« problem solving »)  (Дж. Дьюи, Дж. Брунер, Г. Пойа, О. Зельц, К. Дункер)  Формирование исследовательского метода обучения, основанного на приёмах развития познавательной самостоятельности учащихся в овладении знаниями (А.Я. Герд, А.П. Пинкевич, В.В. Половцев, Б.Е. Райков ) Разработка способов и средств активизации учебного процесса  ( майевтика Сократа, дидактика Я.А. Коменского,  идеи Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева )

Формулирование идей и средств

обучения путём разрешения проблем

(« problem solving »)

(Дж. Дьюи, Дж. Брунер, Г. Пойа, О. Зельц, К. Дункер)

Формирование исследовательского метода

обучения, основанного на приёмах развития

познавательной самостоятельности учащихся

в овладении знаниями

(А.Я. Герд, А.П. Пинкевич, В.В. Половцев, Б.Е. Райков )

Разработка способов и средств

активизации учебного процесса

( майевтика Сократа, дидактика Я.А. Коменского,

идеи Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,

А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева )

использование коллективных форм работы; формирование умения работать в команде привитие интереса к предмету; развитие умений и навыков самостоятельной работы; активизацию деятельности учащихся; более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения; формирование тьюторских отношений; формирование навыков публичного выступления; социальные практики
  • использование коллективных форм работы;
  • формирование умения работать в команде
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • формирование тьюторских отношений;
  • формирование навыков публичного выступления;
  • социальные практики

Традиционный взгляд Проблемно-диалогический на урок истории урок 1.Дом.задание: «Перескажи…» 1.Актуализация «Вспомните,  что мы уже знаем по  этой проблеме» 2.Тема : «Сегодня мы будем 2.Постановка проблемы:  «Какой возникает изучать…» вопрос?(проблема)» 3. Объяснение: «Итак, слушайте 3.Поиск решения; « По внимательно» тексту определите» 4. Закрепление: «Повторите что… 4.Решение: «Как мы можем Когда…?» ответить на наш вопрос?»

Традиционный взгляд Проблемно-диалогический

на урок истории урок

1.Дом.задание: «Перескажи…» 1.Актуализация «Вспомните,

что мы уже знаем по

этой проблеме»

2.Тема : «Сегодня мы будем 2.Постановка проблемы:

«Какой возникает

изучать…» вопрос?(проблема)»

3. Объяснение: «Итак, слушайте 3.Поиск решения; « По

внимательно» тексту определите»

4. Закрепление: «Повторите что… 4.Решение: «Как мы можем

Когда…?» ответить на наш вопрос?»

Методы и приёмы проблемно-ориентированного подхода Название методов и приёмов Монологический Способ представления учебного материала Степень активности учащихся Прием нахождения аналогий Прием обнаружения противоречий Сообщающий Рассуждающий (показательный) Исполнительная Приём логического изложения Приём предположения Объяснительный Диалогический Эвристический Приём создания проблемной ситуации Приём экспресс - дискуссии Приём ролевой дискуссии Инструктивный Репродуктивная Практическая Приём альтернативной ситуации Приём Либерального клуба Объяснительно-побуждающий Исследовательский Частично-поисковая Приём проекта Побуждающий Поисковая

Методы и приёмы проблемно-ориентированного подхода

Название методов и приёмов

Монологический

Способ представления учебного материала

Степень активности учащихся

  • Прием нахождения аналогий
  • Прием обнаружения противоречий

Сообщающий

Рассуждающий (показательный)

Исполнительная

  • Приём логического изложения
  • Приём предположения

Объяснительный

Диалогический

Эвристический

  • Приём создания проблемной ситуации
  • Приём экспресс - дискуссии
  • Приём ролевой дискуссии

Инструктивный

Репродуктивная

Практическая

  • Приём альтернативной ситуации
  • Приём Либерального клуба

Объяснительно-побуждающий

Исследовательский

Частично-поисковая

  • Приём проекта

Побуждающий

Поисковая

Практическое использование методики проблемного обучения включает

в себя несколько этапов:

На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации.

Проблемный вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающий научный спор на базе различных толкований;
  • создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

  • через углубление проблемного вопроса;
  • через поиск разных граней его решения;
  • через сопоставление разных вариантов ответов.

Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций:

  • дискуссия;
  • научный спор;
  • проблемная лекция;
  • проблемные задачи и задания;
  • аздачи исследовательского характера;
  • исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитываю:

  • уровень развития школьников;
  • характер исторического материала;
  • педагогические цели;
  • творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребно-
  • сти.
Проблемный семинар – форма учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Такие семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, противоречивые высказывания, определить собственное отношение к историческому прошлому. Темами проблемных семинаров, проведённых мною, были «Имперская политика – это зло или благо для России?» (на примере внешней политики России в XVIII в.), «Форсированная модернизация: «за» и «против»?
  • Проблемный семинар – форма учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Такие семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, противоречивые высказывания, определить собственное отношение к историческому прошлому. Темами проблемных семинаров, проведённых мною, были «Имперская политика – это зло или благо для России?» (на примере внешней политики России в XVIII в.), «Форсированная модернизация: «за» и «против»?
Проблемно-исследовательский урок – форма проблемного урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения, формулируют оптимальный вариант и подбирают тезис. Это уроки размышления как личного, так и коллективного, это поиск собственного решения обозначенной проблемы. Благодаря таким урокам ребята приходят к пониманию того, что знания в тексте учебника – это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня. Класс для таких уроков определяется исходя из уровня подготовленности к самостоятельной работе, умения мыслить, думать. Как правило, это бывают старшие (профильные) классы. Одной из тем таких уроков была: «Проблема выбора пути исторического развития русских земель в XIV - XV веках»
  • Проблемно-исследовательский урок – форма проблемного урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения, формулируют оптимальный вариант и подбирают тезис. Это уроки размышления как личного, так и коллективного, это поиск собственного решения обозначенной проблемы. Благодаря таким урокам ребята приходят к пониманию того, что знания в тексте учебника – это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня. Класс для таких уроков определяется исходя из уровня подготовленности к самостоятельной работе, умения мыслить, думать. Как правило, это бывают старшие (профильные) классы. Одной из тем таких уроков была: «Проблема выбора пути исторического развития русских земель в XIV - XV веках»
Проблемная лекция , основной задачей которой является не столько передача информации, сколько приобщение учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Задача ученика не просто переработать новую информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основным дидактическим приёмом «включения» мышления учащихся на проблемной лекции является создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Они в свою очередь должны учитывать познавательные возможности обучаемых. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной. Путём совместных размышлений идёт поиск неизвестного знания. Примерами подобных лекций могут быть: «Выступление 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва: война, восстание или бунт?», «Внутрипартийный террор как средство политической борьбы (на материалах РКП (б) и якобинской диктатуры)».  
  • Проблемная лекция , основной задачей которой является не столько передача информации, сколько приобщение учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Задача ученика не просто переработать новую информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основным дидактическим приёмом «включения» мышления учащихся на проблемной лекции является создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Они в свою очередь должны учитывать познавательные возможности обучаемых. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной. Путём совместных размышлений идёт поиск неизвестного знания. Примерами подобных лекций могут быть: «Выступление 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва: война, восстание или бунт?», «Внутрипартийный террор как средство политической борьбы (на материалах РКП (б) и якобинской диктатуры)».
  •  

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

  • В чем заключается проблема?
  • Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
  • Как вы можете объяснить возникшие трудности?
  • Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

При решении проблемных задач пользуюсь технологией их разработки, предложен-

ной А.Т. Степанищевым, профессором кафедры истории университета г. Владивостока, и

Н.Г. Дайри.

Суть этой технологии такова:

• За основу берется соответствующий факт, событие. Затем выбранному компо-

ненту отыскивается альтернатива. На основе идеи и альтернативы формулируется про-

блемная задача.

• При разработки проблемных вопросов необходимо руководствоваться только

одним – потребностями учебного процесса.

• Работа с использованием элементов проблемности требует систематичности.

Такие задачи применяю при изучении исторических личностей, их деятельности. К

разным темам по разным классам подобраны проблемные задания разного типа:

  • Задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями

по одному и тому же вопросу и содержащие противоречия.

  • Задачи на анализ двух и более высказываний, точек зрения одного и того же лица на

одну и ту же проблему, содержащих кажущееся или реальное противоречие.

  • Задачи на анализ факта, события.
  • Задачи на оценку деятельности конкретной личности.
  • Задачи на сопоставление фактов и событий далекого прошлого и современности.
  • Задачи на сравнение российских и зарубежных аналогов.
Используя технологию проблемного изучения, на заключительном уроке в 10 классе по теме «Петр 1», необходимо дать оценку личности и дел Петра. Данный урок провожу в форме урока-исследования «Споры о Петре».    Цели занятия:  1. Помочь учащимся осмыслить значение петровских преобразований для истории России; 2. Обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу России; 3. Продолжить работу по развитию умений анализировать и обобщать, умения вести дискуссию. 4. Предоставить учащимся возможность сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.

Используя технологию проблемного изучения, на заключительном уроке в 10 классе

по теме «Петр 1», необходимо дать оценку личности и дел Петра. Данный урок провожу в форме урока-исследования «Споры о Петре».

Цели занятия:

1. Помочь учащимся осмыслить значение петровских преобразований для истории России;

2. Обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу России;

3. Продолжить работу по развитию умений анализировать и обобщать, умения вести дискуссию.

4. Предоставить учащимся возможность сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.

Знакомлю учащихся с различными оценками деятельности Петра:  1. Петр 1 направил Россию к свету европейской образованности, ввел ее в число ев- ропейских держав. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?  А.С. Пушкин 2. Петр 1 подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому. Нет, не змия Всадник Медный Растоптал, стремясь вперед, – Растоптал народ наш бедный, Растоптал простой народ  Н.Ф. Щербина

Знакомлю учащихся с различными оценками деятельности Петра:

1. Петр 1 направил Россию к свету европейской образованности, ввел ее в число ев-

ропейских держав.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

2. Петр 1 подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского

народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, –

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина

 Способствует интеллектуальному развитию школьников Дает возможность для подготовки активной творческой личности Формирует положительную мотивацию учения Активизирует познавательную деятельность учащихся Развивает самостоятельность  в учебной деятельности Воспитывает активную  жизненную позицию ученика Развивает творческое  мышление школьников

Способствует интеллектуальному развитию школьников

  • Дает возможность для подготовки активной творческой личности
  • Формирует положительную мотивацию учения
  • Активизирует познавательную
  • деятельность учащихся
  • Развивает самостоятельность

в учебной деятельности

  • Воспитывает активную

жизненную позицию ученика

  • Развивает творческое

мышление школьников

  • Подготовка к олимпиаде должна быть систематической в течение года, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
  • Необходимо построение образовательных траекторий для каждого участника.
  • Выявлять наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через наблюдения в ходе уроков, проведение внеклассных мероприятий по предметам , использование диагностического инструмента ( например: интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы на элективных курсах).
  • Создать творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам по предмету, которая позволит реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников, уменьшит нагрузку на учителя, так как часть работы по подготовке младших могу взять на себя старшие ( обучая других они будут совершенствовать и свои знания). Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
  • Так как в лицее не хватает времени для качественной подготовки олимпиадников, необходимо ввести сетевую подготовку по городу, начиная с 8-9 классов.
  • Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

Нужно вводить зачётные листы для каждого олимпиадника , в которых отмечать изученный материал. Создавать совместно с учащимися банк данных по олимпиадным заданиям.