СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском семинаре по теме "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлены основные методы и приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском семинаре по теме "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла"»

Терехова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ "Прогимназия"Радуга"

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе старается занять позицию исследователя, творца.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

  1. Словесное развертывание образов произведения.

  2. Театральная творческая деятельность.

  3. Изобразительная творческая деятельность.

Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса необходима работа над художественным словом, его значением и формой.

В своей педагогической деятельности при работе с текстом опираюсь на метод творческого чтения, который реализуется с помощью следующих методических приемов: выразительное чтениекомментированное чтениетворческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаю задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов разной степени сложности, чистоговорки.

С целью развития выразительного чтения провожу конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.

На своих уроках использую следующие виды творческих работ с пословицей:

-Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.

-Выбрать сказку, к которой подходит пословица.

-Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика.

На уроках слушания провожу пропедевтическую работу по подготовке детей к творческому пересказу с помощью дидактических игр:

игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом).

В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению.  При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

Это такие упражнения:

    1. Соедини рифмующиеся слова.

    2. Игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам.

    3. «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей применяю методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

  2. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.).

  3. Перестановка персонажей внутри одной сказки.

Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

 Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей. Прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделять опорные слова из сказки (Коллективное или самостоятельное выделение опорных слов).

2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки (Что надо сделать, чтобы Иванушка напился водицы, но козленочком не стал?).

3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет (По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова: Емеля, щука, печка, ведра, Золушка).

4. «Выворачивание сказки наизнанку» (Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где «Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен»).

5. Сочинение сказки по началу или по концу (Например, в учебнике 2 класса УМК «Начальная школа 21 века» при работе над произведениями Х.К.Андерсена «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок или М. Пришвина «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки).

6. Создание собственной оригинальной сказки (Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К-кикимора А–амулет Щ–щука Е–Емеля Й – йог).

7. Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного словаря» (Дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов.  Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Приемы создания собственных текстов:

  1. Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения.

  2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
    Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

  3. Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Можно выделить несколько видов драматизации:

- анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

-постановка «живых картин» к произведению;

-драматические импровизации;

-развернутые драматические представления.

Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей.

Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине.

Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

На уроках ОГ и слушания использую приемы изобразительной творческой деятельности:

  1. рисование эпизода, который больше понравился;

  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

  3. изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

  4. составление рисованного диафильма;

  5. изготовление макета книги.

Таким образом, систематическое использование данных приемов и упражнений будет не только раскрывать, но и развивать творческие способности учащихся начальной школы.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, поэтому важно формировать творческие возможности учащихся на этих уроках, так как, во-первых, творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительную мотивацию учебной деятельности, во-вторых, русский язык в школе остаётся инструментом познания, мышления, развития, поэтому он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

С целью развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка отдаю предпочтение следующим методам: методу проблемного обучения; методу мозгового штурма; методу синквейна.

Метод проблемного обучения – это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин.

Технология мозгового штурма не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Метод синквейна часто использую как метод проверки уровня знаний учеников. По результатам написания синквейна можно подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими изученного материала. Правила написания на слайде.

На уроках ОГ (письма) и русского языка  особое внимание стоит уделять творческим заданиям. Такие задания  должны стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, кроме того, творческое задание может оказать психотерапевтический эффект, снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку.

Приведем несколько примеров таких заданий:

  1. «Слова (Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее).

  2. «Ступеньки» (На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего: МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т.д.)

  3. «Телеграмма» (Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе – со второй и т.д. МУКА «Машину украли! Караул! Автостоянка!»).

  4. «Ассоциативный ковер» (Ученик называет и записывает одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое» - «покрывало», «растение»; «сад» - «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока или использовать как разминку перед написанием сочинения.

  5. Задание на установление ситуативных связей между предметами (Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Например: газета – верблюд; банка – река; шляпа – мост и т.д.)

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюдов? Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?).

  1. Составление слов (Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция" ("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды).

  2. Задание на представление последствий событий (Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы: Какое у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасалась? Через какое время ты бы захотел снова стать большим?).

Добиться творческого подъема в классе способствуют разнообразные виды творческих работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий и свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение и т.д.

Уже в первом классе учимся писать записки. После того, как дети открыли, что такое записка (короткое сообщение, которое состоит их обращения, сообщения и подписи), даю различные задания: Напиши записку другу, используя слова подсказки (приходи, заходи, за мной, до встречи, до завтра); напиши какую хочешь записку учительнице (сообщение, просьбу, приглашение); напиши записку маме.

Особое место в системе развития речи и творчества школьника занимают сочинения. Они могут быть нескольких видов: по картине, по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила" и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.

Кроме этого, в учебниках по русскому языку представлены творческие задания на составления поздравления, кулинарных рецептов, шумелок, кричалок, скороговорок, загадок, сказок и т.д.

Кроме этого, на уроках ОГ и русского языка также использую элементы драматизации. Например, «Театр – экспромт» при закреплении изученных гласных.

Разнообразить уроки можно с помощью дидактических игр. Вот пример игры, используемой мною:

Игра "Вырази мысль другими словами"

Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами.

Например:

"К августу, вероятно, реки пересохнут".

"В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".

Учебные пособия УМК «Начальная школа 21 века» богата разнообразными развивающими и творческими заданиями. Например, никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. У детей развиваются не только творческие способности, но и увеличивается орфографическая грамотность

Таким образом, пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки.