МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы)
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОБУ детский сад №29
Акмалова З.Ф.
г.Нефтекамск 2017 год
Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка.
Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивают образное мышление, творческое воображение, без музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Основы любви к музыке - закладываются в детском возрасте, причём в очень раннем. И здесь важно не упустить этот период.
Выдающийся музыкальный педагог А. Артболевская в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что «…музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой. Необходимо поэтому раньше начать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику». Привитие интереса и любви к музыке, развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка – все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает у детей. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке.
Раннее детство-период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно, распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего интереса ребенка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния зависит устойчивость внимания в непосредственной музыкальной деятельности. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, сюрпризных моментов.
С детьми я начинаю работать с 2-х летнего возраста и провожаю их на выпускном утреннике в школу. За этот период, который длится 6 лет, дети последовательно и систематически, переходя от простого к сложному, знакомятся с музыкой.
Обычно, дети начинают посещать дошкольное учреждение в двухлетнем возрасте, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней занятия в 1 младшей группе направлены на развитие коммуникативных качеств:
-умение общаться со сверстниками
-выполнять вместе простые движения
-исполнять песенки
-обыгрывать с помощью жестов попевки и простые стихи.
Замечено, что период адаптации у детей раннего возраста проходит лучше, если с первых дней проводить в группе образовательную деятельность «Музыка». Очень важно, чтобы первое знакомство с музыкальным руководителем было положительным, вызвало желание встретиться еще раз, дало положительные эмоции детям. Поэтому первое знакомство я начинаю с упражнения «Ладошечка» на мелодию русской народной песни «Я на горку шла». Я предлагаю показать свои ладошки и я глажу ладошки детей. На следующей встрече предлагаю погладить мои ладошки. Это упражнение способствует установлению теплых доверительных отношений с педагогом. Это еще и небольшая диагностика для меня, чтобы определить детей, которые не сразу идут на контакт. Пространство в группе для детей привычное, дети чувствуют себя комфортно. Есть дети которые плачут, плохо переносят разлуку с родными. Создание интереса для таких детей-залог успеха. Они отвлекаются и начинают наблюдать за происходящим. Здесь очень важно разнообразить раздаточный материал и вводить сюрпризные моменты. Первые занятия провожу без музыкального сопровождения под пение а капелла.
Хочется отметить еще один момент в адаптационном периоде. При переходе из группы в музыкальный зал нужно учитывать изменение пространства помещения. Зал большой для малышей и они его сначала пугаются. Поэтому зону для занятия ограничиваю около пианино и вас виды деятельности проводим в ограниченном стульчиками пространстве. Знакомимся с пианино, так как резкие звуки могут быть не приятны для детей. Постепенно ввожу аудтозаписи.
Игра - основной вид любой деятельности детей. Поэтому использование игровых приёмов, сюрпризных моментов, сказок, является основным в моей работе с маленькими детьми.
На любом занятии к детям всегда приходят игрушки. Если это зайчик, то дети поздороваются с ним за лапку, послушают стихотворение о нём, музыку, характеризующую его (скачет, убегает от лисички); обязательно зайчик попляшет под весёлую музыку, а дети похлопают ему или подыграют на каком-нибудь музыкальном инструменте. А в конце занятия, конечно же, с ним поиграют.
Такую структуру занятия использую, когда прихожу с любой игрушкой: петрушкой, куклой, киской, мишкой…
На первом этапе стараюсь формировать у детей умение вслушиваться в музыку, особенно прислушиваться к началу и окончанию произведения. После того, как дети поздороваются с птичкой, предлагаю им, как только заиграет музыка, «полетать» как птички. А как только музыка прекратится- присесть и отдохнуть.
Следующий этап- слушание инструментальной музыки в ярко контрастных регистрах («Зайка», «Медведь» Е Тиличеевой). Дети с удовольствием слушают пьесы, быстро запоминают и различают их. А показ игрушки, иллюстрации, чтение стихотворения даёт возможность закрепить представление детей о персонаже и самостоятельно передать образ в движении.
Дети в этом возрасте, в основном, слушают. Поэтому я часто напеваю им песни без музыкального сопровождения для того, чтобы малыши понимали, о чём они, вслушивались в напевное звучание слов, словосочетаний. Такие песенки, в основном, написаны в стиле русских народных песен и отличаются своей мелодичностью, простотой мелодии. А чтобы песня звучала эмоциональнее, стараюсь сопровождать её ритмическими движениями: похлопать, потопать, покачать ручками, погрозить пальчиком, постучать каблучком и т. д. Благодаря этому, дети быстрее и легче усваивают, запоминают музыкальный репертуар и активно начинают подпевать, интонировать звукоподражания в разных регистрах.
Постепенно малыши включаются в игру и начинают подпевать оба звукоподражания с постепенным усложнением: прослушав песню покажи, когда идёт курочка, а когда - цыплёнок. Для закрепления этой работы с детьми можно использовать и такие дидактические игры, как «Кто как поёт?», «Чьи детки?» Н Ветлугиной. Игровые образы помогают развитию у детей звукоразличения.
Работать с детьми над развитием ритмического слуха начинаю со знакомства с музыкальными игрушками: бубном, погремушкой, барабаном, колокольчиком. У детей сразу возникает желание действовать с ними: звенеть, ударять ладошкой, стучать… Музыка, в свою очередь, помогает организовать эти действия для передачи определённого ритмического рисунка. Так, в дидактической игре «Бубен» Т. Бабаджан, ребёнок, взяв в руки инструмент, сразу пытается действовать с ним. Стараюсь направить действия ребёнка, предлагая ему играть на бубне вместе с музыкой: музыка играет, и ты играй. Музыка не играет, и бубен не звенит.
В силу своих возрастных особенностей, детям раннего возраста ещё трудно передавать ритмические рисунки марша, бега, подпрыгивания, прыжков. Чаще всего музыка лишь эмоционально окрашивает их движения (шагать как солдаты, скакать на лошадке, бежать за бабочкой, летать как птичка и т. д.).
Для передачи ритмических рисунков детям более доступны русские плясовые мелодии. Через простые танцевальные движения (хлопки, притопы, «фонарики» и др.) малыши более точно передают ритм музыки.
С детьми этого возраста также провожу работу по развитию тембрового и динамического слуха, помогающую им во время пения находить нужную силу звучания, его тембровую окраску. При этом широко использую музыкально-дидактические игры. Так, в игре «Тихо- громко» Н. Ветлугиной, дети знакомятся с ярко контрастными динамическими оттенками (громко-тихо). А в подвижной игре «Догони нас, мишка!» в первую очередь обращаю внимание детей на то, что Мишка спит и к нему надо подойти тихонько, чтобы он не проснулся раньше времени. А когда музыка заиграет громко- это значит, что Мишка проснулся и надо от него убежать.
Развлечения в этом возрасте провожу с участием детей подготовительной группы и взрослых. Старшие дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках для малышей, вместе с ними поют и танцуют. Праздники проводятся в соответствии с годовым планом.
Организуя музыкальную деятельность с малышами, конечно же уделяю большое внимание к созданию такой обстановки, в которой дети чувствовали бы себя комфортно. Ни в коем случае не принуждаю детей, а стараюсь заинтересовать каждого малыша, вызвать у него желание самостоятельно принять участие в совместной деятельности.
Большую помощь в работе с маленькими детьми мне оказывают воспитатели нашего дошкольного учреждения. С ними провожу беседы, консультации, в которых раскрывается специфика работы с малышами: «Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста», «Роль воспитателя на музыкальном занятии и праздниках», «Музыкально- развивающая среда в группе» и др. Ведь музыка звучит не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, она включается в различные моменты жизни малышей, в самостоятельные игры. Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому воспитатель должен поддерживать возникший у детей интерес к музыкальной деятельности, закрепляя навыки и умения, полученные на музыкальном занятии.
Для родителей проводятся консультации об особенностях музыкального воспитания в раннем возрасте, организации досуга и проведения праздников своими силами дома, готовятся папки передвижки. В этом учебном году для родителей младших групп я провела родительское собрание в форме мастер-класса «Как развивать музыкальные способности малышей». Эта форма проведения собрания вызвала большой отклик у наших родителей и они потом еще долго обсуждали мастер-класс в своей группе в Контакте.
В результате проводимой работы наши дети первой младшей группы к концу года умеют:
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
• Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен и др.