"Патриотическое воспитание школьников средствами информационно - образовательной среды»
"Вселенский опыт говорит, что погибают царства
не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава
Во все времена и у разных народов идея патриотического воспитания общества всегда была приоритетной.
Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества.
Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности. Это своего рода фундамент общественного и государственного здания, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
Вопросы патриотического и гражданского воспитания в практической деятельности школы , бесспорно, являются одними из самых актуальных. Сегодня воспитание патриотизма выдвинуто как наиболее приоритетное.
Но воспитание патриотизма невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны, и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, а эффективным средством гражданско-патриотического воспитания является школьное краеведение. Музей нашей школы называется «Самарская горница». Всестороннее и многообразное отражение в этнографическом музее жизни родного края, его прошлого и настоящего, играет особую роль в патриотическом воспитании учащихся.
В современном обществе проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению. Традиционные формы патриотического воспитания не всегда срабатывают. Поэтому возникла необходимость выработки новых форм и методов патриотического и гражданского становления личности в воспитательной работе музея и школы.
Сегодня, наверное, нет такой области деятельности, где бы ни использовались информационные технологии, владение которыми открывает огромные возможности.
Многие учащиеся в настоящее время обеспечены дома компьютерной техникой, знакомы с информационными технологиями и с интересом ими пользуются. И мы пришли к выводу, что через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы патриотического воспитания учащихся, привлечь ребят и их родителей к исследовательской деятельности. Патриотическое воспитание начинается в семье, а значит нужно проводить совместную работу школы и семьи.
Одной из форм работы, которая соединила интерактивные технологии, проектную технологию, информационно-коммуникационные технологии, технологию игры стала реализация в нашей школе серии проектов к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Весь год школьники и их родители работали над интернет - проектом «Память». Поисковая работа, систематизация материалов, создание летописи героев войны - это результат работы детей и родителей. Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края, родных людей.
С 1 апреля по 9 мая 2015г общешкольные тематические классные часы были посвящены просмотру и обсуждению документального сериала «Хроники закрытого города». Пять фильмов, повествуют о пяти годах и пяти неизвестных страницах военной истории Куйбышева . Это суровая правда о жизни «запасной столицы», представленная в документах и изобилующая доселе неизвестными деталями, рассказами непосредственных участников этих событий, для многих ребят и взрослых стала откровением.
Механический завод «Салют» основное предприятие нашего посёлка, поэтому каждая семья связана с историей завода. Во время войны из посёлка ушли на фронт более двухсот человек, а те , кто остались , выпускали бронекорпуса для знаменитых Ил-2.Поэтому когда к учащимся нашей школы обратился руководитель народного музея «Салют», Моисеенко Пётр Леонтьевич с идеей поиска потомков погибших на фронте мехзаводчан, чьи имена нанесены на памятный обелиск на главной площади посёлка, все ребята стали участниками поиска. На сайте школы, в посёлке, у проходной завода появились наши плакаты с призывом включиться в поиск. На помощь детям пришли родители, соседи.
Были найдены 30 человек. В результате поиска родственники одного героя узнали о награде. Заводская книга Памяти о дедах и прадедах наших учеников. пополнились новыми ценнейшими материалами и стала достоянием общественности.
На парад 9 мая была сформирована Колонна Памяти. Это шествие ребят и родственников, погибших на фронте воинов, с портретами было впечатляющим и торжественным. Ребята шестиклассники, стоявшие с портретами, говорили, что сердце замирает от важности момента. Активистов нашей школы благодарили ветераны, администрация посёлка и завода.
Благодатный материал для продолжения изучения истории нашего города дал нам проект «Куйбышев – запасная столица». Мы посчитали необходимым не только познакомить ребят и родителей с этим проектом, но и разработали на его основе сайт-площадку для семейной игры - путешествия «Город, в котором мы живём 1941-1945». Автор проекта – учитель математики и информатики Юткина Наталья Михайловна, координатор школьного сетевого сообщества. Сайт открыт 20 марта2015 г, около 2000 обращений поступило на сайт игры.
Зарегистрировались 102 семьи. В проекте участвовало 72 семьи.
Задача игры - на всех этапах узнать о городе, о жизни во время войны, о подвигах на фронте и в тылу. Были разработаны методические рекомендации родителям для совместной работы в сети Интернет, расписаны инструкции. На каждом этапе нужно выполнить задание. Те, кто выполнил задания, отмечались в таблице.
Вопросов в игре было много. На этапе сочинение нужно было ответить на вопрос «А была ли в нашем городе война?». Ребята в своих сочинениях писали о родственниках, которые работали во время войны, им помогали родители.
20 мая 2015г состоялась церемония награждения участники игры. Определились победители: 18 семей награждены дипломами. Все участники награждены сертификатами. Ценно то, что участвовали в игре семьями. Родители и ребята увидели, что в сети можно найти достоверный и качественный материал, интернет помогает воспитывать и обучать, а не только развлекать. Все желающие могут пройти этапы игры позже, подробнее знакомиться с материалами, смотреть фильмы. Этот проект не закрыт. Мы продолжим эту работу.
Чем дальше от нас годы войны, тем ценнее становится найденный материал, укрепляется связь поколений, не притупляется горе семей, потерявших родных на войне. Во время шествия плакали так, как будто потеряли вчера своих близких, как будто бы не было 70 лет, не привыкли, не смирились с потерей, скорбят так же как в то далёкое время.
Несмотря на скоромное количество участников, мы уверены, что первый наш опыт патриотического воспитания средствами информационно - образовательной среды удался. И это не только наше мнение.
Наталья Михайловна участвовала в городском конкурсе «Интернет - ресурс педагога» и заняла первое место в номинации «Интернет - ресурс педагогического проекта», а в конкурсе методических разработок по организации и сопровождению совместной деятельности детей и родителей «Учитель – родителю: от слов к делу» который проводился на портале «Образовательная галактика Intel», Наталья Михайловна награждена дипломом.
А самое главное то, что празднование юбилейной даты стало началом большой исследовательской работы, новым средством воспитания патриотизма, укрепило связь семьи и школьного сообщества и наметило большие и интересные перспективы работы в данном направлении.