Выступление на августовской конференции (секция учителей математики)
Тема: «Применение презентаций на уроках математики как один из способов повышения интереса к учебе»
Игламова Р.Т. ОСОШ № 12 Вахитовского района г. Казани
Введение.
Современный этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров, мультимедийных технологий, интерактивного оборудования, интернет, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Это касается всех предметов. ИКТ – средство в достижении цели развить, обучить, воспитать ребёнка. Сильное средство, так как опирается на эмоциональную сферу, усиливает наглядное представление материала на уроке. Использование ИКТ на уроке это – не цель, а еще один способ постижения мира ребенком; источник дополнительной информации по предмету; способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка. Компьютер не метод обучения, а всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. ИКТ - это всего лишь эффективные вспомогательные средства. Мера использования ИКТ на уроке должна определяться целесообразностью. Не значит «чем больше, тем лучше». Следует всегда задавать вопрос: «Зачем, с какой целью использовать ИКТ на том или другом этапе урока?». Мы не должны забывать о целесообразности применения ИКТ для достижения следующих педагогических целей: развитие личности обучающегося; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества; интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования.
Презентации как средство повышения эффективности обучения математики
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению всех задач, которые мы ставим на уроках математики:
учебных:
развивающих:
развитие пространственного воображения учащихся, образного мышления;
развитие логического мышления учащихся;
формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли
воспитательных:
совершенствование графической культуры;
воспитание таких черт характера, как точность, четкость, внимательность, честность;
привитие интереса к предмету и учебе в целом.
Использование презентаций позволяет учителю значительно облегчить процесс обучения через реализацию различных принципов обучения:
научности – материал слайдов достоверен и точен;
системности – стройность и логичность в изложении материала закладывается при подготовке слайдов;
доступности – в презентации статический чертеж мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства, чертежи строятся на глазах у учеников, при доказательстве теорем появляется возможность многократного повторения логической цепочки одновременно с дополнительными построениями и выделением всех необходимых элементов;
наглядности – изображение геометрических фигур с использованием средств компьютерной графики меняет весь характер преподавания этого предмета;
сознательности и активности учения детей – применение презентаций делает урок более наглядным, способствует более глубокому и осознанному усвоению материала;
прочности обучения – сознательное усвоение уже делает его прочным, а для повторения ранее изученного материала, что также способствует прочности усвоения, достаточно найти необходимые чертежи и вывести их на экран.
Методическая целесообразность применения презентаций, как на математике, так и на любых уроках может быть обоснована следующими моментами:
создание мультимедийных презентаций повышают эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;
презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
применение презентаций позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися;
быстрее проходит повторение опорных знаний;
создание презентаций стимулирует творчество, как учителя, так и учеников;
Наряду с перечисленными целесообразность применения презентаций именно на уроках алгебры и геометриии расширяется за счет следующих моментов:
продуктивная работа на уроках геометрии повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников;
решается большее количество задач;
имеется возможность очень большое количество задач прорешать в устной форме, что дает возможность быстрее постичь логику рассуждений, развивается «устная» речь;
в презентации даются образцы оформления задач, развивается «письменная» речь;
систематическое применение презентаций способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений.
Опыт использования презентаций на различных этапах урока.
Чтобы применение презентаций на уроке математики достигло цели, нужно соединить методику работы с презентацией с методикой работы по предмету. Это должна быть не простая демонстрация слайдов, пусть и мультимедийных. То есть применение презентации на уроке должно быть методически обосновано. Я выделяю два вида уроков с применением презентаций: урок-презентация и уроки с применением презентации на отдельном этапе или этапах урока. Первый вид – это, когда презентация является одновременно и формой, и содержанием урока. Такие уроки лучше всего проводить при изучении нового материала в рамках комбинированного урока, где постоянно меняются виды деятельности, что отражает презентация, и это поддерживает интерес и внимание учащихся, что, несомненно, сказывается на результате. Пример такого урока представлен в Презентации – «Производная»(изучение новой темы) и «Многогранники» (комбинированный урок).
Использование презентации на отдельном этапе или этапах урока зависит от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель. Презентации могут применяться на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изложении нового материала, закреплении, контроле, проверке и даче домашнего задания. Проиллюстрирую эту часть работы собственными слайдами из презентаций к различным урокам и мною разработанными методическими рекомендациями к ним.
1. Объяснение нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором даны либо тема и цели урока, либо тема и план урока.
Актуализацию знаний провести при фронтальном опросе по теме и устном решении ключевых задач со слайда. При введении формулировки пользуемся методикой самостоятельного формулирования. Вначале идет сравнение объектов, выясняется схожесть и различие, делается попытка самостоятельного формулирования при возможной минимальной помощи учителя. Затем на слайде появляется точная формулировка и идет работа над ее запоминанием при фиксации важных деталей. С помощью слайдов идет отработка понятия в игровой форме.
Работа над теоремой, благодаря анимации, идет последовательно, при этом слайд постепенно заполняется текстом и рисунком. Особенно работа с анимацией важна, когда для доказательства нужно сделать непростое многоэтапное дополнительное построение.
2. Закрепление изученного материала.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания представлены на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению.
Устное решение задач – это лучше всего решение задач по готовым чертежам. Их можно создавать самостоятельно в программе PowerPoint, но это очень трудоемко. Можно сканировать из различных источников. Сканировать чертеж и вставить его в презентацию минутное дело. Остается лишь иногда доделать какую-либо анимацию к дополнительным построениям, выполненным уже на слайде. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. При решении задач обучающего характера презентация помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. Продуманные визуальные подсказки сделают учебный материал доступным для понимания.
3. Проверка фронтальных самостоятельных и домашних работ.
Полезно использование презентации для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Слайд с решением позволяет моментально выполнить проверку.
4. Повторение изученного материала.
Повторять материал удобно с помощью слайдов «вопрос – ответ». С помощью подобных слайдов можно проводить повторение и проверку знания формул другого материала.
Причем, создавать такие слайды очень просто. Нужно создать один анимационный слайд, а все последующие создавать на основе этого. Чтобы не нарушить запись анимации, стираем не полностью первую фразу, вписываем новый текст, затем стираем оставшуюся часть прежнего текста, и так до конца обновляем слайд.
5. Контроль знаний.
Одним из способов проверки и коррекции знаний является математический диктант, с помощью которого на уроках геометрии можно проверить усвоение учащимися, как теоретической, так и практической части. Представлять задания математического диктанта на слайде очень удобно, причем, как при диктовке делать это постепенно с помощью анимации. В математическом диктанте, в отличие от диктанта по русскому языку, используются и визуальные записи, чертежи, схемы и т.п. Используя программу PowerPoint, удобно разрабатывать и проводить диктанты, т.к. на слайдах можно представить и текстовую информацию и, используя инструментарий программы, рисовать чертежи. Формы проведения диктантов могут быть самыми разными. Например, диктант с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Создавать слайды математических диктантов тоже очень легко, используя уже описанный способ.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования мультимедиа технологий в обучении можно отнести следующие:
возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
простоту разработки имеющихся программных средств;
возможность сочетания разных программных средств;
возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения вне зависимости от используемых образовательным учреждением компьютеров и ПО;
побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
При разработке презентационной поддержки конкретного предмета необходимо определится в следующем:
какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
какие предварительные специальные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
как организовать компьютерные занятия.
Применение учебных презентаций создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Заключение
Опыт работы показывает, что использование компьютерных презентаций на уроках математики позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности и структура урока принципиально другая.
Презентации, особенно по математике, дело хлопотное. Здесь не просто картинку вставить да текст написать. Непросто выполнить чертежи, непросто анимировать их, причем так, чтобы не подавить воображение учащихся, а способствовать его развитию, непросто, создавая слайды, продумать и реализовать интерактивную составляющую данного инструмента.
Но результат оправдывает средства, в том числе и сторицей окупается затраченные учителем время и усилия на создание данного образовательного продукта, особенно, если учесть, что это объект многоразового использования.
Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями. Но не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие.
За время работы с презентациями на уроках математики, а это где-то около четырех лет, я накопила коллекцию презентаций по курсу алгебры и геометрии 9-11 классов, где есть и созданные мною, (их большинство, так как каждая презентация создается под творческий замысел определенного урока), и заимствованные из Интернета.
В этом учебном году я сумела оценить результаты такой работы, проведя итоговый зачет в 10 классе в форме экзамена с использованием тестов централизованного тестирования, которое проводилось в 2008/2009 учебном году. Сравнение результатов выполнения тестов приведены в следующей таблице. В таблице приведены проценты верно решивших задания от числа всех выполнявших.
| Задания В1-В6 | Задания В7-В12 | Задания С1-С4 |
2008/2009 учебный год 10 класс | 86,4% | 49% | 18,7% |
2010/2011 учебный год 10 класс | 91% | 54,5% | 23% |
Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т. д.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас поделится своим опытом использования ИКТ на уроках. Вопросы для обсуждения: Каковы ваши приемы использования ИКТ на уроках? Как использовать ИКТ на уроке, чтобы применение компьютерных технологий не превращались в минусы? Зависит ли доля использования ИКТ-технологий на уроке от предмета?
Литература:
Башмаков М.И., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения// Школьные технологии. 2000, №2.
Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе», 2006, №7.
Старцева Н.А. Применение электронных пособий на уроках математики.// Информационные технологии в образовании. Сб. научно-методических материалов, Новосибирск: НГУ, 2004.
В.А. Далингер Компьютерные технологии в обучении геометрии // «Информатика и образование» №8, 2002 г.
Материалы сайтов:
«Интернет – сообщество учителей»;
«Сеть творческих учителей»;
«Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"»;
«Информационно-методический сайт».
«Применение презентаций на уроках математики как один из способов повышения интереса к учебе»