СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом совете: "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом совете: "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ".

Основная задача среднего  и начального профессионального образования  – формирование конкурентоспособного специалиста, умеющего применять полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности, т.е. владеющего профессиональной компетенцией, которую нужно формировать не только на спецпредметах, но и на общеобразовательных дисциплинах.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом совете: "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ".»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.



Кузнецова Екатерина Владимировна

преподаватель

ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П.Чкалова»

(г. Воронеж)



Основная задача среднего и начального профессионального образования  – формирование конкурентоспособного специалиста, умеющего применять полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности, т.е. владеющего профессиональной компетенцией, которую нужно формировать не только на спецпредметах, но и на общеобразовательных дисциплинах. Специальные дисциплины в большей степени ориентированы на формирование профессиональных компетенций, чем общеобразовательные. И хоть химия имеет большое значение в общеобразовательной и профессиональной подготовке студентов, ведь в процессе обучения, они знакомятся с большим количеством веществ, которые являются либо объектами профессиональной деятельности в их будущей работе, либо исходными материалами для получения той продукции, которую они производят в процессе труда, постоянно приходилось решать проблему: «Как успеть сформировать основные понятия, научить решать задачи, да еще и подойти к изучению с точки зрения будущей профессии абитуриента?» На этом пути наметились следующие направления работы: изменить устоявшуюся систему преподавания, правильно составить учебную программу, разработать уроки и внеурочную деятельность с учетом новых требований к результатам обучения, использовать методики, способные помочь при этом.

Стало понятно, что для решения этих вопросов необходим новый, деятельностно - компетентностный подход, отличающийся от традиционного образования, направленного на усвоение знаний. При этом студент является активным участником образовательного процесса, не «слушателем», а «деятелем».

Первым этапом целенаправленной деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций является проектирование методической системы обучения. Ее конкретной формой является развернутое тематическое планирование, отражающее последовательность включения материала специальных дисциплин в содержание занятий по темам курса химии, а также цели, средства, формы и технологии обучения, характер деятельности учащихся, предполагаемые результаты. Такой подход позволяет преодолеть сложность необъятности содержания предмета, дополненного профессиональными сведениями, выделить наиболее важные проблемы, в которых учащиеся не могут разобраться без помощи преподавателя, а также те, которые они в состоянии изучить самостоятельно. Конечно, различные темы химии имеют неодинаковые возможности в осуществлении профессиональной направленности. В некоторых случаях можно только обозначить профессиональные аспекты, а в некоторых - целесообразно проведение интегрированных уроков со спецпредметами. Но практически на каждом уроке можно использовать задания с производственной направленностью. При разработке таких заданий важно, чтобы они не только расширяли и углубляли предметные знания, но и развивали профессиональные умения, мышление, формировали мотивацию к учению. Приведу пример такого задания для профессий: «Технология машиностроения», «Слесарь строительных машин»: «Для придания антикоррозийных свойств сетчато-алюминиевым металлическим конструкциям к вяжущим материалам добавляют 1-2% раствор карбоната калия (поташа). При помощи каких реакций можно определить присутствие этой соли в вяжущем материале?»

Очень интересной методикой для формирования профессиональных компетенций является метод кейсов. Суть этого метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В качестве примера кейса: «Во время строительства метромоста и станции «Ленинские горы» в Москве в бетон добавляли большое количество хлорида натрия, чтобы не допустить замерзания еще не схватившегося бетона. Станция была сооружена в кратчайшие сроки (всего за 15 месяцев) и открыта 12 января 1959. Однако этот же фактор привел к тому, что станция была закрыта на реконструкциюпродолжавшуюся почти 10 лет. Лишь 14 января 2002 состоялось повторное открытие метромоста и станции, получившей название «Воробьевы горы». Из-за использования солей (обычно хлорида натрия или кальция) для удаления снега и льда с дорог и тротуаров сильно страдают транспортные средства и подземные коммуникации. Подумайте и ответьте на вопросы. Почему была закрыта станция? Из-за чего разрушаются транспортные средства? Какой процесс произошел? Напишите уравнение реакции происходящего процесса. Какие еще виды данного процесса бывают? Какие способы защиты от этого явления существуют? Какие из них используются в вашей профессии?»

Еще одним важным этапом в формировании профессиональных компетенций является проектная деятельность - целенаправленная поисковая работа, реализующаяся за счет внеаудиторной учебной деятельности. Тематика работы появляется в процессе обучения и зависит от личности, мотивации и возможностей студента. Часто творческий проект перерастает в научное исследование, направленное на решение конкретных задач в профессиональной деятельности. Роль преподавателя здесь заключается в грамотной постановке задачи, эксперимента, помощи в составлении плана действий, сопровождении на каждом этапе работы.

Список литературы:

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.

Пожитнева В.В. Кейс - технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17

Торосян В.Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся//Химия в школе.-2011.-№9.-С.2-3