1 слайд «Тот кто знает ответ на вопрос: «Зачем жить?», вынесет любое «Как» Ф.Ницше.
К великому сожалению не все люди, особенно юные, понимают «зачем?». Количество детей подростков, пытающихся свести счеты с жизнью, с каждым годом растет примерно в полтора раза. Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, что бы покончить собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о нем думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. Возраст, требующий особого внимания составляет от 13 до 17 лет.
2 слайд. С точки зрения социологии, самоубийство- одна из моделей девиантного поведения, область социальной патологии наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать что он часть окружающего мира, тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно принебрег.
3 слайд. Психологический смысл суицида- чаще всего заключается в в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказался. Суицид исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Смотрят на будущее без надежды. (текст по слайду)
Группа риска. Возникает вопрос : кто же входит в «группу риска»? Кто чаще всего совершает суицид? кто подвергается риску? Хотя определить какой тип людей «суцидо опасен» – невозможно. Исследователями определен ряд тех, кто находится в зоне повышенного суицидального риска:
- депрессивные подростки;
- злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
-те кто либо совершал суицидальную попытку, либо был свидетелем того, как совершил суицид кто- то из членов семьи;
- одаренные подростки;- подростки с плохой успеваемостью в школе;
-беременные девочки; подростки- жертвы насилия.
Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне риска. Однако такого рода проблемы осложняют его жизнь. У юного человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций, может е оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом. ( далее по слайду о причинах)
Поскольку мы собрались на родительском собрании хочу заострить внимание на первую причину, подталкивающую к совершению необратимого поступка. Как бы не стремились подростки к демонстрации своей самостоятельности, наиболее значимыми остаются родители, их отношение к ним. В этом возрасте ребята наиболее ранимы, впечатлительны и особо остро переживают недопонимание. Родители не всегда замечают то, что происходит с ребенком, не считают нужным разговаривать «по душам», ведут авторитарный стиль воспитания когда ребенок боится не только посоветоваться, но просто сказать о чем-то. Также неоправданные надежды родителей ложатся тяжелым грузом на психику детей. Ожидая высоких результатов сдачи экзамена, в учении, в каких либо достижениях, родители порой забывают о самом ребенке, его эмоциональном состоянии.(далее по слайду)
*****Консультационная практика показывает и наблюдения за теми, кто предпринимал попытки суицида показывает следующее: люди начинают странно и непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти – их крик о помощи… «Предупреждающие знаки»
1 Свуициденты прямо или косвенно дают своим друзьям понять, что собираются уйти из жизни. Прямые угрозы понятны и толкованию не поддаются «Я собираюсь покончить с собой», «В понедельник меня уже не будет». Косвенные угрозы, намеки уловить труднее, иногда в разговоре их можно расценить как жалоды на жизнь, которые свойственны всем нам когда мы раздражены, устали или подавлены.
словесные предупреждения:
- Я решил покончить с собой
- Надоело, сколько можно! Сыт по горло!
Лучше умереть
- Пожил и хватит
-Ненавижу всех и всё!
-Ненавижу свою жизнь
-Единственный выход умереть
- Больше ты меня не увидишь.
Если мы больше не увидимся, спасибо за все.
3----Резкие изменения в поведении детей также могут говорить о многом, направленные действия суицидального характера можно определить по следующим параметрам:
- питание- те кто плохо ел- много едят, кто мало- наоборот.
-сон- в большинстве суицидальные подростки много спят, некоторые все же плохо спят и превращаются в «сов»
-школа- успеваемость резко падает, плохо учившиеся учатся еще хуже. Пропускают уроки.
- внешний вид- перестают обращать внимание на свой внешний вид, неопрятны.
-активность- подростки, переживающие кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Многие перестают общаться с друзьями.
- стремление к уединению- суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Включают музыку и выключаются из жизни.
- раздача ценных вещей-
- приведение дел в порядок- одни раздаривают свои вещи, другие - приводят свои дела в порядок
- агрессия, бунт, неповиновение- подростки, которые хотят расстаться с жизнью ,часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей и друзей которые чем- то им не угодили, обидели их и не оправдали их ожиданий. Как и всякие перемены подобные взрывы должны настораживать.
-саморазрушающее и рискованное поведение- некоторые суициденты постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска»
- потеря самоуважения- молодые люди с заниженной самооценкой и вовсе читают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется что они аутсайдеры и неудачники. В этом случае у них может возникнуть мысль, что они никому не нужны.
Таим образом,1суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая по их мнению, неразрешима, или считают, что их не поймут, пристыдят.
2судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценным будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.д.
3подросток, начинающий задумываться о суициде, всё таки надеется, что что –то изменится к лучшему, что хоть кто- нибудь увидит, что он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда и он начинает вести себя так, чтобы привлечь к себе внимание. А задача взрослых, друзей и родителей увидеть это изменение в поведении.
Слайд в заключении хочу упомянуть следующее… не всегда близким и друзьям легко разобраться в сказанной быстро фразе, многие просто не замечают и не видят состояние своего ребенка, часто не хотят замечать его проблем, и «крик о помощи» остается неуслышанным. Здесь немаловажную роль играет педагог, его чуткое и внимательное отношение к воспитанникам. Будьте близки со своими учениками, создавайте в общении с ними зоны комфорта. И, конечно, в тех случаях, когда Вы заметили те моменты, о которых мы сегодня говорили, бейте во все колокола, обращайтесь к специалистам и , в первую очередь, постарайтесь расположить к себе ребенка. Перемены настроения, смена аппетита, потеря близких, любимых людей или ссора с друзьями не всегда являются предвестниками суицида, но если заподозрили что –то, лучше как можно раньше проконсультироваться со специалистом. Безвыходных ситуаций не бывает! Любую проблему можно решить вместе, сообща, не откладывая на завтра.
Последний слайд – рекомендации взрослым.
Несколько советов от Д. Карнеги.
«Искренни интересуйтесь другими людьми»
«Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе- это легчайший способ стать хорошим собеседником»
Доклад
Тема: «Профилактика
подросткового суицида»
подготовила педагог-психолог КШДС №2
Ханина Л.В.