СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) на тему: «Развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в игровой деятельности проходит все его дошкольное детство, естественно, что процесс общения детей со взрослыми и друг с другом наиболее эффективно будет осуществляться в процессе игровой деятельности. 

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) на тему: «Развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой деятельности»»

МБДОУ «Детский сад № 3 «Соловушка»

ФГОС









Выступление на педагогическом совете

(из опыта работы)

на тему:

«Развитие общения детей

друг с другом и взрослыми

в процессе организации игровой деятельности»





Подготовила:

Воспитатель

I квалификационной категории

Карпенко А.А.





г. Рыльск

1 слайд - Развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой деятельности

2 слайд - Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решений задач социально – коммуникативного развития.

3 слайд - Большое влияние на процесс социально – коммуникативного развития дошкольников оказывает:

- семья

- детский сад

- социум – сверстники, друзья.

4 слайд - Социально – коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и отечеству, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способностей вступить в общение и поддержать его)

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

5 слайд - Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в игровой деятельности проходит все его дошкольное детство, естественно, что процесс общения детей со взрослыми и друг с другом наиболее эффективно будет осуществляться в процессе игровой деятельности. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

6 слайд - М. В. Бухарская утверждает: «Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства», поэтому именно игра - в свете ФГОС - выступает как форма социализации ребенка.

7 слайд - С целью развития общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми я использую игры:

- на развитие эмоциональной сферы, умения распознавать эмоциональный настрой сверстников и взрослых;

- на развитие коммуникативных способностей: умения инициировать общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения;

- формирование умения мирно разрешать конфликты, расширение поведенческого репертуара у детей; формирование доброжелательного отношения к сверстникам;

- формирование коммуникативных умений: умений адекватного восприятия партнера в процессе взаимодействия друг с другом, умения вести диалог, получать информацию;

- формирование навыков командного взаимодействия; развитие отношений, построенные на равноправии, развитие партнерских взаимоотношений, чувства заинтересованности в достижении общей цели.

8 слайд - Это такие виды игр, как: подвижные игры, дидактические, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, игры инсценировки, игровые тренинги, режиссерские игры.


9 слайд - Для формирования умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при взаимодействии я использую специальные игры и упражнения, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека. Это такие игры, как: «Передай маску», «На мостике», «Азбука настроения»; которые помогают познакомить детей с различными эмоциональными состояниями людей, подбирать близкие или противоположные по значению эмоциональные состояния, формировать умение распознавать и передавать эмоциональное состояние другого человека при помощи невербальных средств. Использую упражнения с использованием пиктограмм - изображением лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Здесь дети распознают настроение (эмоции) человека и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый). Также использую мимические гимнастики, которые раскрывают детям то, какое эмоциональное единство таится в каждом человеке. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой). В играх «Ты самый, самый… », «Волшебные очки» я акцентирую внимание детей на особенности обращения их друг к другу с целью охарактеризовать черты друг друга, отметить достоинства каждого, тем самым обогащая представление о сверстнике, как о партнёре.


10 слайд - В своей работе особое внимание уделяю дидактической игре. Содержание настольных игр очень разнообразно. Это: пазлы, кубики, мозаика, лото, домино, игры с правилами. Все эти игры использую для налаживания диалогического общения, кроме того они развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли.



11 слайд - Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижные игры использую для формирования умения регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами, формирования навыков командного взаимодействия, развитие партнерских взаимоотношений, а также доброжелательного отношения друг к другу.



12 слайд - Также для развития общения детей друг с другом и взрослыми использую сюжетно-ролевые игры, которые являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений.

Дети любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как:

- «В гости к кукле Маше» - где они учатся взаимодействовать друг с другом в качестве партнёров и с игрушками, выполнять несколько взаимосвязанных действий (готовят обед, накрывают на стол, кормят куклу).

- «Мы - парикмахеры» - в игре дети проявляют самостоятельность и импровизируют в ролях, взаимодействуют друг с другом.

- «Больница», «Магазин» - дети учатся соотносить уже известные игровые действия с новыми: продавец-покупатель, врач - пациент; согласовывают роли, дружно взаимодействуют между собой.

- «Семья» - дети творчески воспроизводят в играх быт семьи; совершенствуют умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; также в игре «Семья» формируются ценные нравственные чувства - гуманность, любовь, сочувствие.

В сюжетно-ролевых играх у детей развиваются не только речевые умения, но и умение играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, создаётся новая жизненная ситуация, в которой ребёнок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

13 слайд - Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь, в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жёстким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

14 слайд - Таким образом, игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирование навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

15 слайд – Спасибо за внимание!