Неуспеваемость учащихся – это бич школы.
Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, это школа, выпускающая брак, работающая недостаточно эффективно. Неуспевающие учащиеся – это кандидаты на второгодничество, которое тяжелым бременем ложится на школу в моральном, экономическом и социальном отношениях.
Школа несет моральную ответственность перед неуспевающими и второгодниками, т.к. ученик, который в школе не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в дальнейшей жизни. Сегодня мы вспомним наиболее типичные причины неуспеваемости школьников и попытаемся наметить пути для создания оптимальных условий для успешного обучения каждого школьника. Знание причин неуспеваемости уч-ся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовки к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.
Для удобства анализа разделим наиболее характерные причины неуспеваемости на две большие группы: внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика, и внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряженному интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого школьника это основная причина слабых знаний, и устранить ее порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многим из них школьная программа вполне доступна. Учителю в процессе работы с учащимися необходимо учитывать их уровень развития мышления и внимания.
Другая субъективная причина – низкий уровень навыков учебного труда школьников. Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически не успевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек. В работе по предупреждению неуспеваемости таких уч-ся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. И здесь необходимо отметить, насколько велика роль начальной школы, т.к. корни многих отклонений в развитии характера и личности уходят в первые школьные годы. Для маленького ребенка очень важен благоприятный климат и в школе, и дома, кроме того учителю начальных классов необходимо сформировать у него психологическую готовность к переходу в основную школу, где к нему будут предъявляться большие и постоянно растущие требования
Нежелание ученика учиться – другая распространенная причина неуспеваемости. Это нежелание может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может себя заставить заниматься. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону преодоления трудностей, развивать интерес к предмету
Объективной причиной неуспеваемости считают отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но именно в изучении этого предмета возникают трудности. Например, недавно произошел такой инцидент: учитель, не зная ученика, поспешил зафиксировать его «успехи» неудовлетворительной оценкой, тогда как ребенок по всем остальным предметам успевает на «отлично». Учителю необходимо быть не конвейером, который занимается только фиксацией. Но и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать пробелы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала. Со временем у этих уч-ся появится уверенность в своих знаниях, поскольку для них создается ситуация успеха. Для некоторых неуспевающих причина трудностей – слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Для создания оптимальных условий в обучении этим уч-ся учителю не нужно знать никаких подробностей о заболевании, достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению
Одним из условий создания успешного обучения школьников является умение учителя распределить учебный материал, даваемый на уроке и объем домашнего задания. Из анализа посещенных уроков и анкетирования уч-ся видно, что бывают случаи, когда уч-ся на уроке не успевают выполнить все задания, и в результате эта работа остается на дом в дополнение к домашней работе, что влечет за собой перегрузку детей
Встречаются иногда такие уч-ся, для которых учение потеряло всякий смысл. Именно из этой категории появляются те, кого называют «трудными». Таких уч-ся необходимо вовлекать во внеурочную работу, т.е. сначала развивать интерес к предмету, а затем бороться за успеваемость
Проблемы «улицы» и неблагополучная семья – еще один фактор, влияющий на успеваемость уч-ся. Этим детям нужно создать все необходимые условия для успешного обучения. И здесь немаловажную роль играет соц.педагог и психолог.
Таким образом, главной задачей каждого учителя, независимо от того, какой учебный предмет он преподает, является установление природных задатков и способностей каждого ученика, оказание ему помощи в развитии своих способностей, интересов, склонностей.
«Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны, - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель,» - говорил С.Л. Рубинштейн.