Выступление на педагогическом совете по теме:
«Внеклассная работа – средство развития познавательного интереса учащихся при обучении русскому языку и литературе, пробуждения в детях доброты, отзывчивости,
милосердия» (Из опыта работы).
Лишь живая душа оживит души.
Говори же, говори, учитель:
может быть час твоего увлечения –
самый поучительный час для детей.
Всколыхни их сердца,
дай им глубокое впечатление
Блонский П. П., основоположник
педагогической и
психологической науки
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Опыт работы убедил меня в том, что важным звеном в этой системе является внеклассная работа по русскому языку и литературе, которая помогает решить следующие задачи: - расширить, углубить запас знаний школьников по русскому языку (в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи); по литературе (в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету);
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку;
- воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
Известный писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве – к этому стремлюсь на протяжении всей педагогической деятельности. Мои ученики с огромным желанием участвуют в мероприятиях, поэтических, творческих конкурсах разных уровней.
Развитие интуиции, творческого воображения продолжается за рамками урока. Мини-исследования, проекты, которые ребята выполняют дома или после уроков, ежегодная подготовка к школьной научно-практической конференции, ежегодное участие в республиканских конференциях школьников «Аксаковские чтения», «Толстовские чтения» знакомят учащихся с методами и приемами научно-исследовательской работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, расширяет кругозор, включает воспитанников в процесс самообразования.
Уверена, если ученики видят, что педагог заинтересован в новом начинании, зажигает окружающих своим энтузиазмом, то успех гарантирован, и можно смело рассчитывать на поддержку детей.
Одно из важных направлений внеклассной работы является работа с одарёнными детьми, в частности подготовка к школьным и районным олимпиадам.
Уже несколько лет веду в 9 классах курс по выбору «Журналистика». Многие ребята уже с первых занятий проявляют интерес к изучению азов этой науки. Т.к. курс проводится только 1 час в неделю, работу с местной прессу использую на уроках русского языка и литературы, чтобы приобщить школьников к чтению периодических изданий, научить их работать с информацией, осмысливать, переживать и оценивать её на уровне взрослого человека. В итоге появились и различные формы работы с газетами на уроке и во внеурочное время: критическое чтение статьи (глазами прохожего, обывателя, любопытного, профессионала и др.), журналистские заседания, конкурсы сочинений, творческие проекты, фоторепортажи. Считаю важным участие в этом проекте учащихся, потому что они получают знания о реальном мире, приобретают аналитические навыки, используют возможность высказать своё мнение, в том числе и через СМИ.
Проведение декады русского языка и литературы стало традицией в нашей школе. Уверена, что предметные недели развивают творческую активность учащихся, повышают заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. Считаю чрезвычайно важным и полезным в рамках внеклассной деятельности по предмету посещение театров и музеев, организацию встреч с интересными людьми.
В рамках проводимой воспитательной работы большое внимание уделяю психологическому комфорту на уроках. Я всегда нахожусь в контакте с учителями - предметниками, стараюсь всегда координировать работу в своём классе. В случае какой-либо проблемы по предмету оказываю поддержку и стараемся вместе с родителями разобраться в причине.
Традиционная форма взаимодействия с родителями – родительское собрание. На каждом из них стараюсь отметить различные достижения детей (учёбе, труде, общественной деятельности). Знакомлю с особенностями детей определённого возраста, провожу совместные родительские собрание со школьным психологом, социальным педагогом, различные беседы просветительского характера. В этом мне помогает не только психолог, но и сами родители. Такая встреча даёт возможность родителям обменятся опытом воспитания детей. При непосредственном участии комитета проводятся беседы с родителями и учениками, у которых возникли проблемы
Выдающийся русский педагог начала XX вв. П.Ф. Каптерев писал: "Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место… Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно: речь, интонацию..."
Сложнее с трудными детьми. Кто же они - трудные дети? Считают, что трудные вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.
К счастью, таких учеников у меня не было, были ученики, скорее всего, с психической незрелостью, отставанием от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Но воспитание не имеет выбора, поэтому со всеми детьми мы должны решать воспитательные задачи. Если говорить о нынешнем классе, то такой ученицей является Ишмухаметова Регина. К сожалению, подогнуть под себя в 10 классе мне вряд ли удастся, но найти общий язык, мне кажется, я смогла, когда поняла, что Регина очень талантливо рисует. Она не только не отказывала мне в помощи, она объединяла вокруг себя единомышленников. Если говорить о ребятах прошлых лет, нельзя не вспомнить Муратова Артёма, крикливый без дела, не желающий учиться, с таким, как я уже говорила, отставанием от возрастных норм. Для нас, языковедов, одной из важнейших задач является умение пробудить в душе ребёнка частичку доброты, отзывчивости, милосердия. Мне кажется, в Артёме этот росточек дал жизнь. После изучения стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» его доброе отношение к ним стало ещё сильнее, он стал заниматься конным спортом, был участником и победителем соревнований на празднике «Сабантуй». Он много раз говорил: «И правда, какие выразительные глаза у моей лошади». И заключал: «Знаете, Лилия Вагизовна, все мы немного лошади, в том смысле, который Маяковский вкладывал в него». Ещё одно увлечение Артёма – это мотоциклы. Из старых он собирал новые. А когда приключилась беда у мамы Г.Р., первый позвонил в пожарную охрану и вызвал пожарных, за что был награждён памятным призом. Очень трудолюбивый, участвовал во всех трудовых десантах, никогда не позволял мне принимать участие в этом. Фахриев Ильшат. Казалось бы, ребёнок с характером, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, ПОРОЙ ГРУБЫЙ. Стоял 3 месяца на учёте в КДН за кражу плафона, опять же психическая незрелость, на мой взгляд, украл плафон для того, чтобы сделать светомузыку. Мы долго с ним вели беседу, я, как всегда, привела ему в пример рассказ М.Зощенко «Злоумышленник», но в рассказе герой по своей неграмотности откручивал гайки для грузила и тем самым нанёс вред ж/д, а Ильшат опять же в силу свое психической незрелости. И больше таких поступков он не совершал. Много лет занимался танцами и радовал нас своими выступлениями. Совсем недавно шла я с работы, слышу, кто – то бежит, так быстро, обернулась, мой увалень Тараскин, спрашиваю, что-то случилось, нет говорит, вас увидел.
Конечно, воспитание учеников дело крайне сложное. Без родителей это невозможно, без общественных организаций, но и без сплочённого коллектива учителей, единомышленников, людей, которые дуют в одну трубу, звонят в один колокол, воспитание немыслимо. Схема воспитания такова: родители, организации, школа, а не только классный руководитель. Да, классный руководитель - это связующее звено, может даже самая тяжёлая артиллерия, но только совместно мы сможем избежать тех ошибок в воспитании, которые сегодня, к сожалению, имеют место: ребята срывают уроки, неподабающим образом ведут себя во время урока, на переменах, грубят учителям, не могут найти общий язык с одноклассниками. Когда мы с вами составляем конспект урока, каждый из нас планирует помимо образовательных задач ещё и воспитательные, которые как раз - таки должны стать мостиком к желанию изучать ваш предмет, а значит, и уважать вас самих, а это дорогого стоит, если, конечно, реализация этих задач имеет на уроке место.