Выступление на педагогическом совете по теме:
Практическая деятельность педагога и детей
в работе над проектом.
Сегодня метод проектов широко используется в ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Обязательные составляющие проекта:
- детская самостоятельность (при поддержке педагога);
- сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике (практическая деятельность).
Есть такая пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
- Для чего нужен проект?
- Ради чего он осуществляется?
- Что станет продуктом проектной деятельности?
- В какой форме будет презентован продукт?
Работа над проектом включает в себя:
1 ЭТАП – ВЫБОР ТЕМЫ:
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Для этого можно прибегнуть, например, к подсчету голосов (дети поднимают руки за понравившуюся тему и путем голосования определяются с темой). Этот приём уместен для более старших дошкольников. В работе с малышами, всё же ведущая роль отводится воспитателю.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- вместе с детьми составляет план – схему проведения проекта.
2 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детьми замыслов.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения и т.д.;
- поощряет самостоятельное творчество ребят (изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.)
3 ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Важно, чтобы в основу проекта был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети:
- имели возможность рассказать о своей работе;
- испытать чувство гордости за достижения;
- осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг);
- составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (обобщает опыт работы, выступает на педсовете).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ
Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.
Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.
Взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.
Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений нарастания самостоятельной деятельности.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность.
Что же такое «проект»?
Проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта всегда лежит проблема.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальный продукт.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполненный воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие проекты (эксперименты детей);
- ролево-игровые проекты (дети входят в образ персонажей сказки);
- информационно – практико - ориентированные проекты (оформление группы)
- творческие проекты (например, «Неделя театра»)
Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.
Таким образом, используя в своей работе проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практическую работу дошкольных образовательных учреждений.