СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Профилактика суицидального поведения подростков"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете на тему "Профилактика суицидального поведения подростков"

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Профилактика суицидального поведения подростков"»

Уважаемые коллеги, вы наверно знаете, что именно, весной растёт количество самоубийств, в том числе и среди подростков. Поэтому тема сегодняшнего выступления «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» (слайд№1)

Самоубийство означает, намеренное лишение себя жизни. В основе существования такого явления лежит:

- пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы (продумываются способы, время и место самоубийства);

- суицидальные намерения, предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называют предсуицидальным. (слайд №2)

В подростковом возрасте есть особенности, которые могут повлечь суицидальные действия:

1. Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому всё то, что кажется «глупостью» взрослым, может иметь для подростков решающее значение

2. Подростки не осознают необратимость смерти, у них ещё нет жизненного опыта, нет осведомлённости о пределах границы между жизнью и смерти.

3. Для подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создаётся ощущение безысходности, порождает чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной. (слайд №3)

Психологический смысл подросткового суицида: призыв, крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. А также может быть такой формой протеста, мести. Физическая смерть не всегда цель суицида. (слайд №4)

Условно выделяют три основные концепции: психопатологическую, психологическую и социальную.

Психопатологическая исходит из предположения, что все самоубийцы – это душевнобольные люди. Согласно психологической концепции, ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор. З.Фрейд рассматривал самоубийство как проявление «инстинкта смерти», который может проявляться в агрессии. Другие учёные считают, что основная причина – в утрате смысла жизни.

Социалогическая концепция, в её основе лежит «снижение и неустойчивость социального интеграции».

Все эти концепции односторонние. Дальнейшим развитием социологической и психологической концепции являются работы отечественного психиатра Ашбрумовой, которая предлагает свою концепцию: суицидальные поведение согласно её концепции, ест следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.

Таким образом, наиболее частые причины суицидов среди подростков относится: семейные конфликты и неблагополучие, боязнь насилия со стороны взрослых, бесстактным поведением отдельных педагогов, потеря любимого человека, уязвлённое чувство собственного достоинства.

У подростков наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера, а также алкоголизм и употребление наркотиков. (слайд №5)

В группу-риска подростков, склонных к суициду входят:

- отличники

- дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности

- дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить

- дети, с повышенной тревожностью и склонных к депрессии. (слайд №6)

Виды суицидального поведения:

- демонстративный

- аффективный

- истинный

- подражательный

Демонстративный вид иногда проявляется как способ своеобразного манипулирования (чаще со стороны людей, у которых просто нет других способов воздействия). Они не хотят умирать, просто так хотят наказать своих обидчиков или привлечь внимание.

Аффективный вид. Такие действия обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события.

Истинный вид не бывает спонтанный. Такому суициду всегда предшествуют угнетённое настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.

Подражательный вид. «Эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера, а также алкоголизм и употребление наркотиков. (слайд №7)

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Словесные признаки: человек, готовящейся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Такие люди могут говорить напрямую о своём желании покончить жизнь самоубийством или косвенно намекать об этом могут шутить и интересоваться вопросами смерти. (слайд №8)

Поведенческие признаки:

- раздают вещи другим, имеющим большую личную зависимость, мириться с давними врагами;

- демонстрировать радикальные перемены в поведении: в еде, во сне, во внешнем виде, в школьных привычках.

- признаки депрессии: угнетённость, беспомощность, безнадёжность. (слайд №9)

Что можно сделать, для того чтобы помочь?

- Подбирать ключи к разгадке суицида

- Принимать суицидента как личность

- Установить заботливые взаимоотношения

- Внимательно выслушать, не спорить, задавать вопросы

- Не предлагайте неоправданных утешения

- Предложите конструктивные подходы

- Вселите надежды

- Не оставляйте одного (слайд №10)