Уважаемые коллеги, вы наверно знаете, что именно, весной растёт количество самоубийств, в том числе и среди подростков. Поэтому тема сегодняшнего выступления «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» (слайд№1)
Самоубийство означает, намеренное лишение себя жизни. В основе существования такого явления лежит:
- пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы (продумываются способы, время и место самоубийства);
- суицидальные намерения, предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называют предсуицидальным. (слайд №2)
В подростковом возрасте есть особенности, которые могут повлечь суицидальные действия:
1. Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому всё то, что кажется «глупостью» взрослым, может иметь для подростков решающее значение
2. Подростки не осознают необратимость смерти, у них ещё нет жизненного опыта, нет осведомлённости о пределах границы между жизнью и смерти.
3. Для подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создаётся ощущение безысходности, порождает чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной. (слайд №3)
Психологический смысл подросткового суицида: призыв, крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. А также может быть такой формой протеста, мести. Физическая смерть не всегда цель суицида. (слайд №4)
Условно выделяют три основные концепции: психопатологическую, психологическую и социальную.
Психопатологическая исходит из предположения, что все самоубийцы – это душевнобольные люди. Согласно психологической концепции, ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор. З.Фрейд рассматривал самоубийство как проявление «инстинкта смерти», который может проявляться в агрессии. Другие учёные считают, что основная причина – в утрате смысла жизни.
Социалогическая концепция, в её основе лежит «снижение и неустойчивость социального интеграции».
Все эти концепции односторонние. Дальнейшим развитием социологической и психологической концепции являются работы отечественного психиатра Ашбрумовой, которая предлагает свою концепцию: суицидальные поведение согласно её концепции, ест следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.
Таким образом, наиболее частые причины суицидов среди подростков относится: семейные конфликты и неблагополучие, боязнь насилия со стороны взрослых, бесстактным поведением отдельных педагогов, потеря любимого человека, уязвлённое чувство собственного достоинства.
У подростков наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера, а также алкоголизм и употребление наркотиков. (слайд №5)
В группу-риска подростков, склонных к суициду входят:
- отличники
- дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности
- дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить
- дети, с повышенной тревожностью и склонных к депрессии. (слайд №6)
Виды суицидального поведения:
- демонстративный
- аффективный
- истинный
- подражательный
Демонстративный вид иногда проявляется как способ своеобразного манипулирования (чаще со стороны людей, у которых просто нет других способов воздействия). Они не хотят умирать, просто так хотят наказать своих обидчиков или привлечь внимание.
Аффективный вид. Такие действия обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события.
Истинный вид не бывает спонтанный. Такому суициду всегда предшествуют угнетённое настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.
Подражательный вид. «Эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера, а также алкоголизм и употребление наркотиков. (слайд №7)
Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
Словесные признаки: человек, готовящейся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Такие люди могут говорить напрямую о своём желании покончить жизнь самоубийством или косвенно намекать об этом могут шутить и интересоваться вопросами смерти. (слайд №8)
Поведенческие признаки:
- раздают вещи другим, имеющим большую личную зависимость, мириться с давними врагами;
- демонстрировать радикальные перемены в поведении: в еде, во сне, во внешнем виде, в школьных привычках.
- признаки депрессии: угнетённость, беспомощность, безнадёжность. (слайд №9)
Что можно сделать, для того чтобы помочь?
- Подбирать ключи к разгадке суицида
- Принимать суицидента как личность
- Установить заботливые взаимоотношения
- Внимательно выслушать, не спорить, задавать вопросы
- Не предлагайте неоправданных утешения
- Предложите конструктивные подходы
- Вселите надежды
- Не оставляйте одного (слайд №10)