СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Профессиональный стандарт учителя математики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Профессиональный стандарт педагога должен раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.  «Учитель математики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя» 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»

Свою педагогическую деятельность я начала еще в студенческие годы. Я педагог ВУЗа, но меня всегда привлекала работа с детьми именно школьного возраста. Когда я провела свой первый урок я поняла, что обучать, как это было в мои годы, уже не так эффективно, что обучать современных детей нужно иначе по-новому. Мне предстояла огромная работа по изучению новых технологий в преподавании своей дисциплины. Пройдя обучение в ХКиРО, а также в АПКиППРО в Москве, я выбрала для себя путь и разобралась в своих вопросах: Что должно измениться? Уже четвертый год я преподаю математику в рамках ФГОС. А тогда, в самом начале, я начала разбираться и начала именно с вопроса, а что же такое учебная деятельность.

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Таким образом, уметь учиться – это значит выполнять и рефлексировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность. Какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлексировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.

(данное разъяснение проводится на самом первом уроке в виде беседы или в игровой форме в ходе знакомства с классом; далее актуализация проводится во втором полугодии обучения, с целью вспомнить и взбодриться при необходимости)

Какое место занимают в учебной деятельности учащиеся и педагог?

Исходя из функций учебной деятельности в социокультурном мире и развитии психики человека, можно сделать важный вывод, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Именно они осваивают культурные ценности общества – предметные, надпредметные и метапредметные знания, умения и навыки, и формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Но если в учебной деятельности пребывают учащиеся, они изменяют себя, свои прежние знания и способности, то тогда какую роль выполняет педагог? Ведь нередко именно эту функцию берут на себя учителя, считая, что уровень ЗУН и способностей учеников – это «дело их рук», и что в этом как раз и состоит их предназначение как педагога. Однако это не так. Например, эффект «налитого и выпитого ведра», то на что нередко сетуют учителя: в конце года дети знали и умели, а после каникул забыли; в 5 классе делали все и даже более, а в 8 классе – как будто в первый раз видят. Бессмысленность этой ситуации хорошо и ярко описал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Делает он это выбирая адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и так далее.

Поэтому в образовательном процессе я занимаю две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель я выбираю способы и средства обучения, организую образовательный процесс, задаю учащимся вопросы, предлагаю задания. Как помощник – отвечаю на их вопросы. В ходе урока я постоянно меняю свою позицию, но в какой бы роли я ни выступала, основная моя задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научи их учиться. Именно в этом заключается стратегическая цель всех моих уроков.

По моему мнению современный учитель должен обладать следующими ценными характеристиками. Прежде всего, теми, которые, выделяет гуманистическая педагогика, начиная с любви к детям, умея слышать и понимать их, а не навязывать свое мнение. Без этих качеств он не сможет выполнять свою роль помощника детей. С другой стороны, функция руководителя требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передавать.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний, реализуется в процессе обучения математики. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной научить детей учиться, то есть самостоятельно добывать знания. Для этого я создаю образовательную среду обучающихся на основе деятельностного метода обучения и обеспечиваю соответствующую ему систему дидактических принципов (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества), как основу для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником, создаю условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные технологии, исследовательские работы, использование различных форм ИКТ.

Весь путь учебной деятельности можно представить в виде схемы:

  1. Самоопределение

  2. Пробное действие

  3. Затруднение (рефлексия):

  1. Исследование

  2. Критика

  3. Проект и его цель

  1. Реализация проекта

  2. Самоконтроль

  3. Самооценка

Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является для педагогов одной из наиболее актуальных проблем. Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

Уроки деятельностной направленности можно разделить на четыре группы и их цели:

  1. Уроки «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  1. Уроки рефлекции

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Уроки общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методологических линий курсов.

  1. Уроки развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Я, как математик, от теории перехожу к практике и теперь посмотрим, как все это я применяю на своих уроках. План дальнейшего доклада:

  1. Календарно-тематическое планирование (было/стало)

  2. Урок «открытия» нового знания (фрагмент)

  3. Урок рефлексии (исследование и творчество, фрагмент)

  4. Урок общеметодологической направленности (презентация подготовки к контрольной работе по геометрическим фигурам)

  5. Групповая работа (ее правила)

Вывод: таким образом дидактическая система деятельностного метода не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, представляя возможность выбора каждым ребенком индивидульной траектории обучения и обеспечивая при этом социально безопасный минимум. Дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного учебно-воспитательного процесса в деятельностной парадигме образования.

Наш лицей готовит качественных выпускников, социально адаптированных к жизненным ситуациям и трудностям, потому что они знают методы и способы их решения, потому что они умеют учиться!



Приложение

Было

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Планируемый результат

98

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

К

1

Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями

Знать: правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями

Уметь: выполнять действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, находить результат рациональным способом


Стало = было + новые графы

Тип урока

Планируемый результат

Характеристика УУД

Личностный

Метапредметный

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Урок «открытия» нового знания



Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам

Строить логическую цепь рассуждений

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать в группе

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания


Правила работы в группе:

  1. Спокойно собираться в группы

  2. Не покидать группу

  3. Говорить тихо и спокойно

  4. Соблюдать очередность высказываний

  5. Принимать к рассмотрению все предложения участников группы

  6. Не перебивать, не оскорблять собеседника

  7. Пока один говорит – другие слушают


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к докладу»

Профессиональный стандарт учителя математики   Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями.  Ж.Ж.Руссо МАОУ ЛИТ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ДУБИНСКАЯ И.А. Г. ХАБАРОВСК

Профессиональный стандарт учителя математики Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями. Ж.Ж.Руссо

МАОУ ЛИТ

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ДУБИНСКАЯ И.А.

Г. ХАБАРОВСК

Профессиональный стандарт педагога должен раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию
  • Профессиональный стандарт педагога должен раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию
Педагог – ключевая фигура реформирования образования

Педагог – ключевая фигура реформирования образования

  • Профессиональная компетенция
  • Профессиональная ИКТ-компетентность :
  • - общепользовательский компонент
  • - общепедагогический компонент
  • - предметно-педагогический компонент
«Учитель математики должен соответствовать всем квалификационным требованиям
  • «Учитель математики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя»
Образовательный результат освоения математики

Образовательный результат освоения математики

  • Способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность.
  • Способность к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Необходимо: Конкретные знания, умения и навыки в области математики Способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам

Необходимо:

Конкретные знания, умения и навыки в области математики

Способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам

Основная задача учителя математики

Основная задача учителя математики

Уровни усвоения математики

Уровни усвоения математики

  • Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая)
  • Второй уровень – овладение культурой (математической и лингвистической)
Системно деятельностный подход  Главный вопрос?

Системно деятельностный подход Главный вопрос?

  • Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог!!! Ничему меня научит То, что тычет, талдычит, жучит… Борис Слуцкий

В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог!!!

Ничему меня научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Борис Слуцкий

Мои роли Помощник Руководитель Цель – научить учиться

Мои роли

Помощник

Руководитель

Цель – научить учиться

Урок «открытия» нового знания

Урок «открытия» нового знания

  • Деятельностная цель : формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)
  • Содержательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок «открытия» нового знания

Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Урок рефлексии

  • Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
  • Содержательная цель : закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок рефлексии

Урок рефлексии

Урок общеметодологической направленности

Урок общеметодологической направленности

  • Деятельностная цель : формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель : построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методологических линий курсов.
Уроки развивающего контроля

Уроки развивающего контроля

  • Деятельностная цель : формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Правила работы в группе

Правила работы в группе

  • «Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества»
  • Г.А. Цукерман
  • Спокойно собираться в группы
  • Не покидать группу
  • Говорить тихо и спокойно
  • Соблюдать очередность высказываний
  • Принимать к рассмотрению все предложения участников группы
  • Не перебивать, не оскорблять собеседника
  • Пока один говорит – другие слушают
КТП (было) № Тема урока 98 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Тип урока Кол-во часов К 1 Содержание урока Планируемый результат Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями Знать: правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями Уметь: выполнять действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, находить результат рациональным способом

КТП (было)

Тема урока

98

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Тип урока

Кол-во

часов

К

1

Содержание урока

Планируемый результат

Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями

Знать: правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями

Уметь: выполнять действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, находить результат рациональным способом

КТП (стало) Тип урока Планируемый результат Личностный Урок «открытия» нового знания Характеристика УУД   Метапредметный Личностные   Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам Познавательные Строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать в группе Регулятивные Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

КТП (стало)

Тип урока

Планируемый результат

Личностный

Урок «открытия» нового знания

Характеристика УУД

 

Метапредметный

Личностные

 

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам

Познавательные

Строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать в группе

Регулятивные

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Моя деятельность  на сегодняшний день

Моя деятельность на сегодняшний день

  • 1. ФГОС
  • 2. Экспресс курс повышения квалификации для классных руководителей на Дневник.ру
  • 3. Подготовка учащихся к НПК
  • 4. Написание собственной работы описывающей опыт работы по ФГОС на уроках математики
  • 4. Ведение ШРР в лицее
  • 5. Активная работа с родительских сообществом
  • 6. Разработка и усовершенствование портфолио учащихся своего класса
  • 7. Подготовка личного портфолио для прохождения аттестации с присвоением категории

Просмотр содержимого презентации
«Приложение»

Подготовка к контрольной работе Теория + практика

Подготовка к контрольной работе

Теория + практика

Какие прямые называются: Пересекающимися? Перпендикулярными? Параллельными? Что такое луч? Что такое отрезок?

Какие прямые называются:

Пересекающимися?

Перпендикулярными?

Параллельными?

Что такое луч?

Что такое отрезок?

Начертите луч и прямую, проходящую перпендикулярно ему. Постройте на луче отрезок, равный 3см.
  • Начертите луч и прямую, проходящую перпендикулярно ему. Постройте на луче отрезок, равный 3см.
Что такое угол? Какие виды углов вы знаете? Что такое треугольник? Какие виды треугольников вы знаете?

Что такое угол?

Какие виды углов вы знаете?

Что такое треугольник?

Какие виды треугольников вы знаете?

Какие еще виды углов вы знаете??? Какими свойствами они обладают?

Какие еще виды углов вы знаете???

Какими свойствами они обладают?

2 3 1 4 1 2

2

3

1

4

1

2

132 ? ? ? ? 150

132

?

?

?

?

150

Что такое окружность? Какие элементы окружности вы знаете?

Что такое окружность?

Какие элементы окружности вы знаете?

В К О А Т С

В

К

О

А

Т

С

Назовите все углы изображенные на рисунке С К В А Т О

Назовите все углы изображенные на рисунке

С

К

В

А

Т

О

Что называется биссектрисой угла?

Что называется биссектрисой угла?

? 43 ? 130 ? ?

?

43

?

130

?

?

В чем заключается неравенство треугольника? Для чего это неравенство необходимо?

В чем заключается неравенство треугольника?

Для чего это неравенство необходимо?

Существует ли треугольник со сторонами 15, 12 и 17 см?

Существует ли треугольник со сторонами 15, 12 и 17 см?

15 12 17< 12 + 15

15

12

17

Существует ли треугольник со сторонами 2, 5 и 1 дм?

Существует ли треугольник со сторонами 2, 5 и 1 дм?

2 1 5 < 1 + 2 ???

2

1

5