Тема: «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий в условиях ФГОС ООП»
Выполнил: Демченко Е.М.
учитель математики
МБОУСОШ №10
п. Ерик
Апшеронского района
апрель 2016
Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский
В Законе РФ «Об образовании» сформулированы новые требования к содержанию современного образования и участникам образовательного процесса.
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Жизнь требует, чтобы школьники учились подмечать суть тех или иных явлений, процессов, пытались объяснить их, находить между ними взаимосвязи; не только получали готовые знания, но и учились добывать их самостоятельно, приобретали умения применять знания на практике. В современном быстроменяющемся мире учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития ребенка, научить его правильно строить свою деятельность. Учение – это большой труд, учением вырабатывается трудовой ритм, дисциплина труда. В этом процессе участвуют и учитель, и ученик, а значит, учитель должен научиться сам и научить своего ученика рационально использовать время, выделенное жизнью на поиск научной истины. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результат.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных.
В своей деятельности я применяю различные технологии, но наиболее эффективными и необходимыми считаю технологию дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время, позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных компетентностей учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
За последние годы я накопила объемную информационную копилку.
электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/
электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/
Мною сформирован каталог Интернет-ресурсов, который помогает учащимся в поиске необходимой информации дома.
Главными целями использования информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе я вижу следующее:
поддержание и повышение качества образования;
повышение интереса к предмету;
оптимизация труда учителя.
Использование ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.
В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения.
Индивидуальная и дифференцированная работа отвечает следующим условиям:
знание индивидуальных особенностей учащихся;
умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
осуществление оперативной обратной связи;
соблюдение педагогического такта.
Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности:
- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности);
- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором),
В своей работе также использую следующие формы работы:
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать. Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока.
При дифференциации и индивидуализации осуществляется определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого ученика, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.
Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи материала я тем самым повышаю его привлекательность. Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.
Урок математики – это достаточно сложный урок, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам. Чтобы этого избежать, я применяю здоровьесберегающие технологии.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов проверочных работ, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
Большое значение имеет организация урока. Уроки строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Огромное внимание уделяю здоровью детей, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой. Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке. На уроках и во внеурочной работе повышаю двигательную активность, физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах. Релакс – паузы зависят от особенностей урока. Соблюдаю гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса ; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараюсь на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, афоризмы с комментариями.
Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровье сберегающих технологий.
Заключение
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. а для достижения положительных результатов надо чтобы традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать,. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и государство предоставляет право каждому им воспользоваться.
Литература
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Самара, 1998. – 36с.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 1999. 224 с.
4. http://festival.1september.ru/
5. www.pedsovet.su