Формирование культуры чтения –
залог нравственного здоровья учащихся
Проблема детского и подросткового чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последние десятилетия: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, т.е. многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
С точки зрения психологии, чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь, чтение подразумевает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Чтение, т.е. понимание письменной речи, является более трудным действием, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействует пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, дать ему самостоятельное толкование. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
Исходя из того что процесс чтения представляет собой взаимодействие между читателем и книгой, а действие есть проявление энергии, деятельности, то таким образом, чтение – это деятельность по восприятию текста. В этой деятельности необходимо отметить одно важное обстоятельство, которое выгодно отличает чтение от других видов восприятия произведений творчества – слушания, созерцания. Это преимущество заключается в том, что читателю нужно приложить усилия, чтобы самостоятельно (без дополнительных средств, облегчающих восприятие) понять мысль произведения. Для этого ему требуется развить воображение, т.е. построить образ собственными усилиями. А это уже творческий процесс. Именно в этом – в наличии творческого аспекта – и заключается главное преимущество читателя перед зрителем и слушателем, а следовательно, процесс чтения как восприятие произведения творчества является более действенным. Кроме того, у читателя шире возможности для того, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы, он активнее и свободнее радиослушателя, теле- и кинозрителя, у него свободнее выбор – не только текстов, но и условий восприятия: скорости, тактики и т.п. Процесс восприятия здесь более индивидуализирован. Все это многократно усиливает разностороннее воздействие на личность.
Обобщая, можно сказать: чтение – более эффективное по сравнению с аудиовизуальными видами коммуникации средство образования и воспитания личности, поскольку оно более других способствует творческому развитию личности, что является главной задачей воспитания и образования.
То, что читательская деятельность – это труд, и немалый, по-видимому, стало одной из причин, почему истинных любителей чтения не так много. Это труд по преобразованию человеком самого себя. И, как всякий труд, он требует и знаний, и умений. В связи с этим уместно вспомнить высказывание великого Гете, который писал: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели». Он также сожалел, что люди читают слишком много посредственных книг и теряют на них время.
«Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин. Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств. Человек в процессе чтения развивается комплексно: вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности.
Чтение как восприятие и взаимодействие есть живой творческий процесс познания человеком мира и самого себя. И можно сказать, что мудрое чтение есть радость общения. Важно научиться этой мудрости.
Сущность литературы как учебного предмета – это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.
Преподавать гуманитарные науки сейчас особенно сложно. В современном мире пропагандируются, мягко говоря, несколько иные ценности, нежели те, которые традиционно воспевала русская литература с её вниманием к униженным и оскорблённым, с идеей самоотречения во имя светлых идеалов. Кроме того, вызывает беспокойство, что учащиеся старших классов не всегда могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы и даже элементарно поддерживать беседу на ту или иную тему. Одна из причин такой языковой бедности, на мой взгляд, кроется в том, что наши дети, к сожалению, не испытывают интереса к чтению книг. В подобных условиях перед учителем-словесником встаёт сложная задача – всеми возможными способами попытаться пробудить этот интерес, что предполагает использование и постоянное обновление вариативных методик, способов и приёмов организации занятий.
Основной формой урочной деятельности в курсе литературы становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная – учеников и учителя – работа над книгой, их диалог, направленный на понимание произведения.
Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязывается спор. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых, неожиданных гранях.
Учитель организует и ведет диалог на уроке литературы в классе. Учитель является и одним из участников диалога. Он представляет детям историческую культуру, жанр, книгу, автора, вводит подростков в историко-культурный и литературный контекст изучаемых произведений. Он участвует в работе над книгой, удерживая и развивая в диалоге с учениками свое прочтение произведения, свое видение проблемы. Он вводит в работу те литературоведческие и культурологические понятия и способы исследования, которые, с его точки зрения, способствуют более глубокому пониманию изучаемых текстов. Он включает в диалог новых собеседников – поэтов и ученых, размышлявших над этими же книгами и проблемами.
При этом учитель ни в коем случае не должен вести подростков к заранее известным ему ответам – определенному прочтению книги, определенному решению проблемы. Он всегда должен быть готов к тому, что диалог в классе изменит намеченный им сценарий работы, что работа пойдет по иному руслу и ученики откроют в книге вовсе не то, что он предполагал, придут к совершенно неожиданным для него выводам и решениям проблем. Такая работа устремлена не к получению «общего продукта», не к появлению единого, общего для всех прочтения книги или решения проблемы, но к тому, что каждый из участников диалога углубит свое прочтение.
Таким образом, в организованной работе учащиеся учатся слышать друг друга, размышлять над высказыванием другого, углублять свою мысль в диалоге и полилоге. То есть в процессе урока происходит взаимообмен не только мнениями о прочитанном тексте, но и передача жизненного опыта, знаний, а также осуществляется воспитание ученика как «качественного читателя».
Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение. Хотелось бы поделиться некоторыми своими «изюминками» и найденными у коллег:
1. Создание психологически комфортной обстановки на уроке для совместного творчества. Для этого можно использовать музыку, репродукции картин, детские рисунки, инсценирование эпизодов литературных произведений.
2. Использование личностно-ориентированного подхода как к каждому ученику, так и к каждому классу. Безусловно, есть общезначимые вещи, которые должны знать и понимать все. Но акценты, проблематика, подходы к изучению произведения варьируются.
3. Учитель – тоже читатель, только с большим читательским опытом, “старший”. Ученик – читатель начинающий. Если учитель и ученик займут позицию “старшего” и “младшего” читателей, то возникнет резонанс. К примеру, я рассказываю, как произошло мое знакомство с тем или иным автором, каким было моё первое впечатление от прочтения книги и как оно изменялось со временем или по мере погружения в проблему, делюсь с учениками своими читательскими сомнениями и трудностями, прошу ребят помочь мне найти ответ на неразрешённый вопрос. При изучении произведений писателей второй половины 20-го века, в частности рассказов В.М. Шукшина, делюсь с ребятами воспоминаниями из моего советского детства и юности, ведь им уже порой совсем чужды и непонятны реалии того времени. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора и «громаду» текста, да и личность самого учителя.
4. Часто на словах “будьте внимательны, это важно” дети отключаются, а вот фраза: “Это вам знать рановато или не обязательно” – порой вызывает живой интерес. Поэтому иногда приходится хитрить и, всячески подчёркивая «несущественность» сказанного, как бы между делом сообщать о самом важном.
5. На уроках стараюсь читать вслух (выразительно и с явным удовольствием). Заметила, что дети лучше воспринимают такое «живое» чтение, чем, например, прослушивание аудиозаписи профессионального, актёрского чтения (хотя порой, когда явно понимаю, что сама ТАК не смогу прочитать, использую аудио-/видеозаписи).
6. При «неговорящем» или «многозначном» названии произведения предлагаю ребятам спрогнозировать, о чём пойдёт речь в произведении, а для того чтобы узнать, кто был прав, придётся хотя бы начать его читать. Или прошу в начале изучения произведения высказать предположения о том, что произойдёт с героями, чем разрешится конфликт. И опять же, волей-неволей в поисках истины нужно дочитать произведение до конца.
7. Иногда, обычно на первом или последнем в году уроке, предлагаю прорекламировать ребятам самостоятельно прочитанное произведение в любой форме, но так, чтобы вызвать у слушающих интерес, вопросы, а значит, и желание прочитать.
8. Часто в задания включаю элементы творчества, соавторства. В таком случае само задание содержит слова “на выбор”, “по вкусу” и т. п.
9. Использую на уроках и работу детей в малых группах. В старшем звене частенько предлагаю разделиться на два «лагеря» – защитников и обвинителей, что позволяет разносторонне рассмотреть образ героя, проблему и учит во всем, в том числе и в своих поступках, видеть «две стороны медали».
10. После изучения достаточно крупного произведения обязательно провожу письменную проверочную работу в виде викторины, теста или литературного диктанта, включая вопросы на знание текста, биографии автора, по теории литературы (связанные именно с этим произведением). После взаимопроверки даю ученикам возможность получить дополнительные баллы за ответы на более «тонкие» вопросы по тексту – очень нравится и мне, и ребятам вопросы из серии «Литература плюс… (география, математика, музыка, история, русский язык)».
Мы, учителя литературы, постоянно убеждаемся в том, что подростки очень по-разному воспринимают литературное произведение. Нужно с осторожностью относиться к суждениям учащихся, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается, каким человеком быть.
Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности. Нужно сделать книгу средством познания себя и окружающих, максимально приблизить её к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности и заинтересовать в чтении.
Подготовила учитель русского языка и литературы Е.А Микутёнок