СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка «Выбор форм работы для решения проблемы преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность – один из дидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания иностранного языка в частности. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка «Выбор форм работы для решения проблемы преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено»»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРАНТ»





Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка


«Выбор форм работы для решения проблемы преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено»

Подготовила:

учитель

английского языка

Лукашова И.А.







2016-2017 учебный год

Преемственность – один из дидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания иностранного языка в частности. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.


Проблема организации преемственности обучения также затрагивает все звенья существующей образовательной системы. В плане методической преемственности желательно обеспечивать плавный переход с одной ступени обучения на другую. Легче всего это достигается, если на протяжении всего курса обучения английскому языку придерживаться единой стратегии обучения.

Подобное взаимодействие достигается через использование пособий, форм, методов и приёмов работы, которые последовательно ведут ребёнка из начальной школы к средней школе:

  • активные игровые формы,

  • ролевые игры,

  • физзарядка,

  • стихи,

  • песни,

  • танцы,

  • инсценировки сказок,

  • пословицы и скороговорки,

  • аудиозаписи, видеозаписи,

  • открытые уроки. 



В основной школе должна быть обеспечена преемственность в развитии приобретенных знаний, навыков и умений в начальной школе. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес детей к обучению. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке. Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остается одной из самых насущных проблем.

При переходе на среднюю ступень обучения, в связи с усложнением учебного материала, интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности: большое количество новых слов, при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»), данное явление ещё не изучалось на родном языке. Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, письменная речь. Очень часто у школьников, пришедших на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения.


Причины возникновения проблемы преемственности в обучении

Анализируя причины дезадаптации и компонентов системы преемственности, выделяют основные направления деятельности по облегчению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.


1) Преемственность в становлении личности.

Результатом образования, т.е. совокупности процессов обучения, развития и воспитания, является личность. Преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся. Обеспечить преемственность в данном вопросе помогают единые для всей школы воспитательно-образовательные программы.

2) Преемственность в содержании обучения предполагает опору на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, так и приобретение новых, основанных на изучении отобранной и зафиксированной в учебном материале учебной информации. Этому способствуют линии учебников, которые я использую в работе: учебники «Enjoy English», автор Биболетова М.З., издательства «Титул» 2-11 кл.

3) Преемственность в методах, формах, приёмах и средствах обучения проявляется в рациональности выбора методов и форм обучения, в выявлении в учебном процессе наиболее эффективных дидактических приёмов. Реализация этой преемственности предусматривает сохранение и совершенствование отдельных методов и дидактических приемов, способов учебной работы, показавших хорошие результаты и эффективность на всех ступенях обучения, применение новых, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям учащихся.

Большим подспорьем в работе по организации преемственности являются единые методические дни, где учителя наглядно знакомятся со стилем работы своих коллег, и педсоветы, где обсуждаются насущные вопросы преподавания и воспитания. Таким образом, при переходе из начальных классов в среднее звено дети не испытывают особенных трудностей и на уроках быстро и активно включаются в работу.

Как же решить проблему преемственности?


1.  Первый способ- это постараться добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.

2. Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики стараюсь определить, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства. Присутствие рефлексии на уроке способствует выработке самооценки.



3. Предварительный мониторинг уровня обученности учащихся дает возможность спланировать и построить уроки так, чтобы учащиеся со слабой подготовкой получали задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную оценку. Ребята, которые способны работать на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания даю только в том случае, если я уверена, что класс готов к выполнению такого задания. Для выполнения любого задания дается четкая инструкция, а если нужно, то образец выполнения. Это помогает учащимся в понимании и выполнении задания.


  При изучении новой темы материал излагаю предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся. Если вижу, что дети не до конца поняли материал, то объяснение повторяется.

4. Следующая проблема – выработать единую систему при оценивании учащихся в начальной и основной школе. Отметка – это необходимое действие педагога в работе с детьми. И здесь очень важны профессиональные умения учителя.

Оценочные воздействия будут эффективными только при соблюдении ряда условий:

  • эмоциональная уравновешенность педагога;

  • доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;

  • понимание душевного состояния ребенка - не наказание отметкой;

  • необходимо в каждом ребёнке постоянно поддерживать чувство успеха;

  • даже сама маленькая победа должна быть замечена и оценена;

  • хвалить детей, чтобы не пропал интерес к уроку.


5Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом. На своих уроках обязательно провожу физкультминутки, частую смену видов деятельности.



Также провожу уроки-праздники, уроки-экскурсии и т.д. К ним ребята готовят вопросы для викторины, рисунки, ребусы. Приём использования ребусов оживляет работу учащихся на уроке английского языка, повышает их работоспособность и воспитывает интерес учащихся к предмету и положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Разгадывая готовые ребусы и составляя свои собственные, ученики развивают смекалку, воображение, интуицию, укрепляют память, прочно усваивая изучаемый лексический материал. Это один из приёмов педагогического мастерства, позволяющий активизировать желание детей учиться.

6. На занятиях часто использую инновационную технологию «Синквейн». На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач: прием постановки темы урока, обобщение работы по тексту, как способ проверки домашнего задания.



7. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усвоили языковой материал? Для достижения поставленной цели, применяю игровые технологии. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Обучающие игры – это игры способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, необходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память. Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.


Вся эта работа направлена на скорейшее становление периода стабилизации, который характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.



Считаю, что для эффективного обучения школьников важно:

  • изучать личность каждого ученика и коллектив в целом (путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями);

  • использовать при организации общения по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения;

  • поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности при организации парной и групповой форм работы;

  • систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности.


Я, как учитель английского языка, работаю с обучающимися со 2 класса. Идёт постоянная работа с классным руководителем, психологом, социальным педагогом. Учитель английского языка «свой», его прекрасно знают дети, родители, поэтому переход в среднее звено при обучении английского языка, происходит гораздо проще.



  Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы взрослые научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.

В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».




































Список литературы:


  1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989 

  2. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.- метод. пособие /Сост. В.В. Копылова.-ООО «Издательство Астрель», 2004.

  3. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Преемственность в начальной и средней школе : методическое пособие / [Бондарь Т. И., Грецких В. Н., Загревская В. С. и др. ; руководитель авт. кол. Т. И. Бондарь] ; Нар. укр. акад., специализир. экон.-правовая шк. – Харьков: Изд-во НУА

  5. Интернет-ресурсы:

  • www.pedsovet.ru. Сообщество взаимопомощи учителей.

  • www.festival.1september.ru. Фестиваль полезных идей «Открытый урок».

  • http://www.ratichi.hut.ru/smp14.htm

  • www.nsportal.ru. Социальная сеть работников образования.

  • http://aneks.center/index.php/events/workshops/620

  • http://multiurok.ru Сайт для учителей.

  • http://kopilkaurokov Сайт для учителей.