«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ - ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»
А.С.Макаренко
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Что же такое современный урок?
Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – это личностно-ориентированный.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
2) Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
3) Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.
Давайте посмотрим на основные тенденции развития современного урока.
Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.
Цели и задачи, т.е. зачем учить?
Содержание, т.е. чему учить?
Методика, т.е. как учить?
Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.
Первый этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.
Вводный урок.
Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику?
А именно:
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель: развитие личности.
Напомним: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
Представление целей системой задач.
Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит, обобщит) каждый ученик в течение этого урока.
При этом продумывает:
- как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;
- как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться;
- как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;
- как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Определяем начальные условия:
какие представления и знания учащиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту?
какими умениями и навыками владеют?
какие нормы и смыслы у них сформированы?
Данная работа позволит уточнить систему задач и организовать, при необходимости, вводное повторение.
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:
что учитель расскажет сам;
что ученики изучат самостоятельно;
какие вопросы поставит учитель;
какие задания предложит;
как будет контролировать процесс усвоения.
И при этом помним, каковы основные критерии работы с содержанием:
Выделение объекта прочного усвоения. К главному, существенному относятся: основные понятия, категории, законы, формулы, ведущие воспитательные идеи учебного материала.
Вместо старого подхода «чем больше, тем лучше» - новый - выделение объекта прочного усвоения.
Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого. Это нравственные идеалы того культурного общества, в котором мы живем.
Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.
При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием.
Существует следующая их классификация:
по виду передачи и восприятия учебной информации;
по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;
по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;
по логике изложения и усвоения учебного материала;
по характеру учебно-познавательной деятельности.
Давайте сравним. Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников применяются новые методы обучения: например, проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения). Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе: эвристической беседы, дискуссии, диспута, диалога, исследования.
Давайте поговорим о формах проведения урока.
В какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы?
Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
Нетрадиционные формы урока.
Разработка структуры урока будет выглядеть следующим образом:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут).
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (4-5 минут).
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (7-8 минут).
5. Реализация построенного проекта (4-5 минут).
6. Первичное закрепление (4-5 минут).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (4-5 минут).
8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 минут).
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Современные образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного обучения;
дифференцированное обучение;
технология проектной деятельности;
развитие критического мышления;
игровые технологии;
икт;
здоровьесберегающие технологии.
Следующий этап при проектировании урока - отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети интернет, учебный кабинет как средство обучения).
Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль над тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления. Планируя использование мультимедийных ресурсов и работу на компьютере, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Следующий этап – рефлексия деятельности.
Цель рефлексии: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.
Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован.
Однако урок - это ещё и отношения между людьми.
Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.
Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
А ребёнок хочет учиться ….
Когда получается.
Когда ничто не угрожает.
Когда интересно.
Будем стремиться к этому и помнить о том, что: каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.
Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.
Современный урок – это современный учитель.
Список использованных источников:
www.myshared.ru/slide/978518;
www.nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/14/proektirovanie-sovremennogo-uroka-v-sootvetstvii-s;
www.festival.1september.ru/articles/595504/;
www.myshared.ru/slide/332504/.