СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО учителей начальных классов 2017 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на ШМО учителей начальных классов. Тема не новая, но в коллективе много новых учителей. Для обмена опытом.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей начальных классов 2017 год»

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Ситуация сотрудничества ученика и учителя возникает при выполнении следующих операций : Ученику нужно выделить в задаче условия; Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи; Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий; Указать на наличие противоречий взрослому; Определить, какие средства нужны для верного решения. Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.

Ситуация сотрудничества ученика и учителя возникает при выполнении следующих операций :

  • Ученику нужно выделить в задаче условия;
  • Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
  • Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
  • Указать на наличие противоречий взрослому;
  • Определить, какие средства нужны для верного решения.

Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.

Рефлексия  От лат. reflexio – обращение назад; Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) ; Самоанализ  ( толковый словарь русского языка); Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики).

Рефлексия

  • От лат. reflexio – обращение назад;
  • Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) ;
  • Самоанализ ( толковый словарь русского языка);
  • Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики).
Классификация  рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состояния; Рефлексия деятельности; Рефлексия содержания учебного материала.

Классификация рефлексии

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • Рефлексия деятельности;
  • Рефлексия содержания учебного материала.
Классификация  рефлексии  Физическая ( успел – не успел ); Сенсорная  (самочувствие: комфортно – дискомфортно); Интеллектуальная  (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовную  (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классификация рефлексии

  • Физическая ( успел – не успел );
  • Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Интеллектуальная рефлексия: Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;  что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.

Интеллектуальная рефлексия:

  • Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;
  • что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.
Плюс-минус-интересно Заполняется таблица из трёх граф (устно или письменно): В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация, формы работы; В графу «минус» записывается всё, что не понравилось , непонятная или скучная информация; В графу «интересно» вписываются любопытные факты, что ещё хотели бы узнать по проблеме.

Плюс-минус-интересно

Заполняется таблица из трёх граф (устно или письменно):

  • В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация, формы работы;
  • В графу «минус» записывается всё, что не понравилось , непонятная или скучная информация;
  • В графу «интересно» вписываются любопытные факты, что ещё хотели бы узнать по проблеме.
Анкетирование  На уроке я работал - Своей работой я - Урок показался мне - За урок я - Материал на уроке мне был - Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/ длинным Не устал/ устал Понятен/ не понятен  Полезен/ бесполезен Домашнее задание мне кажется -  Интересен/ скучен Лёгким/ трудным  интересно/ не интересно

Анкетирование

  • На уроке я работал -
  • Своей работой я -
  • Урок показался мне -
  • За урок я -
  • Материал на уроке мне был -
  • Активно/пассивно
  • Доволен/не доволен
  • Коротким/ длинным
  • Не устал/ устал
  • Понятен/ не понятен

Полезен/ бесполезен

  • Домашнее задание мне кажется -

Интересен/ скучен

  • Лёгким/ трудным

интересно/ не интересно

Условные  знаки V  – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; W – ответил по просьбе учителя , ответ правильный; ! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; + - ответил по своей инициативе, ответ правильный; 0 – не ответил.

Условные знаки

  • V – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
  • W – ответил по просьбе учителя , ответ правильный;
  • ! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
  • + - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
  • 0 – не ответил.
Светофор ( для 1 класса) Дети сигналят карточками: Зелёный – познавательно; Жёлтый – понравилось, но не всё; Красный – скучно, неинтересно.

Светофор ( для 1 класса)

Дети сигналят карточками:

  • Зелёный – познавательно;
  • Жёлтый – понравилось, но не всё;
  • Красный – скучно, неинтересно.
Сказочное дерево Вариант 1: Вариант 2: На дереве прикрепляют:  Прикрепляют на дереве бабочек, плоды, цветы. О размере и цвете договариваются заранее (в основе – характеристика цветов Макса Люшера) Плод – урок прошел с плодотворно; Цветок – довольно хорошо; Зелёный листик – не очень интересно; Жёлтый лист – «пропащий» урок

Сказочное дерево

  • Вариант 1:
  • Вариант 2: На дереве прикрепляют:

Прикрепляют на дереве бабочек, плоды, цветы. О размере и цвете договариваются заранее (в основе – характеристика цветов Макса Люшера)

  • Плод – урок прошел с плодотворно;
  • Цветок – довольно хорошо;
  • Зелёный листик – не очень интересно;
  • Жёлтый лист – «пропащий» урок
Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Отражает внутреннее состояние ученика; Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);  Является средством самопознания.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

  • Отражает внутреннее состояние ученика;
  • Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);
  • Является средством самопознания.
Комплимент Удачно закончить урок на положительной ноте: Комплимент-похвала; Комплимент в деловых качествах; Комплимент в чувствах.

Комплимент

Удачно закончить урок на положительной ноте:

  • Комплимент-похвала;
  • Комплимент в деловых качествах;
  • Комплимент в чувствах.
Солнышко  Моё настроение похоже на: Солнышко ; Солнышко с тучкой; Тучку; Тучку с дождиком; Тучку с молнией.

Солнышко

Моё настроение похоже на:

  • Солнышко ;
  • Солнышко с тучкой;
  • Тучку;
  • Тучку с дождиком;
  • Тучку с молнией.
 Музыкальный тест  По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут закреплять на общеклассном нотном стане или на личных. Можно углубиться и узнать минорное или мажорное было настроение (палочка нотки смотрит вниз или вверх)

Музыкальный тест

  • По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут закреплять на общеклассном нотном стане или на личных. Можно углубиться и узнать минорное или мажорное было настроение (палочка нотки смотрит вниз или вверх)
Огонек общения  В конце урока дети дарят цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например, Зелёный – самому умному (продуктивному) на уроке; Розовый – самому вежливому в общении; Оранжевый – лучшему консультанту.

Огонек общения

В конце урока дети дарят цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например,

  • Зелёный – самому умному (продуктивному) на уроке;
  • Розовый – самому вежливому в общении;
  • Оранжевый – лучшему консультанту.
Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом; Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия деятельности

  • Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
  • Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Утверждение Выбери верное утверждение : Я сам не смог справиться с затруднением; У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи.

Утверждение

  • Выбери верное утверждение :
  • Я сам не смог справиться с затруднением;
  • У меня не было затруднений;
  • Я только слушал предложения других;
  • Я выдвигал идеи.
Лестница успеха Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:  уверен в своих знаниях  в основном уверен  нужно ещё повторить  нуждаюсь в помощи

Лестница успеха

  • Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:

уверен в своих знаниях

в основном уверен

нужно ещё повторить

нуждаюсь в помощи

Рефлексивный  экран  Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовала, что … Я приобрела… Я научилась… Я смогу… Меня удивило… Я попробую… Семинар дал мне для работы… Мне захотелось… Мне сегодня удалось… Я получила от семинара… Для меня было открытием, что … На мой взгляд удалось… Я бы учла на будущее… На семинаре было важным… Завтра я хочу на уроке… Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?.. Что учесть на будущее?.. Зачем нам был нужен семинар?..

Рефлексивный экран

  • Сегодня я узнала…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовала, что …
  • Я приобрела…
  • Я научилась…
  • Я смогу…
  • Меня удивило…
  • Я попробую…
  • Семинар дал мне для работы…
  • Мне захотелось…
  • Мне сегодня удалось…
  • Я получила от семинара…
  • Для меня было открытием, что …
  • На мой взгляд удалось…
  • Я бы учла на будущее…
  • На семинаре было важным…
  • Завтра я хочу на уроке…
  • Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..
  • Что учесть на будущее?..
  • Зачем нам был нужен семинар?..
Рефлексия работы в группе Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ?  - делало её более эффективной  - тормозило выполнение задания  - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе На каком уровне осуществлялось общение в группе? обмен информацией взаимодействие взаимопонимание Какие трудности испытывали при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации трудности в общении Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? сохранились единство и партнерские отношения единство было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача была трудной и неинтересной

Рефлексия работы в группе

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе

На каком уровне осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание

Какие трудности испытывали при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации
  • трудности в общении

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • сохранились единство и партнерские отношения
  • единство было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача была трудной и неинтересной

Список литературы:

  • Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
  • Винярская О.А.  «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка»,  журнал «Учитель.ru» , 2001
  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  • Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
  • «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
  • Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
  •   Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996